В эти февральские дни страна отмечала 80-летие Сталинградской битвы. Наша газета рассказывала о речниках Волги, которые внесли немалый вклад в победу. Оборона Сталинграда начиналась летом 1942 года, когда немецкие войска начали предпринимать попытки прорыва к городу на Волге. Намерения врага были ясны — Сталинград стал целью окружения и захвата. Но на авиационных картах летчиков люфтваффе город стал целью еще весной 1942 года. В дневнике первого секретаря Сталинградского обкома КПСС Алексея Семёновича Чуянова, который хранится в музее великой битвы, можно прочитать об этих налётах. Одна из самых первых записей и послужила отправной точкой нашего поиска.
«27 марта 1942 года отличился летчик Николай Смирнов. Вражеский самолет-разведчик приблизился к городу, пикируя из-за облаков на СталГРЭС, он поспешно сбросил бомбы и повернул на запад. Выжимая максимальную скорость на своем ЯК‑1, Смирнов устремился за фашистом. Пулеметные очереди догнали вражеский самолет». «Юнкерс» был найден на краю большого оврага. Экипаж был обезоружен и взят в плен».
Читаем дневник далее, следующая запись датируется 28 марта: «В город привезен сбитый вчера капитаном Смирновым немецкий бомбардировщик. Он установлен на площади Павших Борцов и вокруг него беспрерывно толпятся люди. Они не только смотрят, но и уносят на память какую-нибудь деталь. Так и растащили этого непрошеного гостя. А крупные части отправили на переплавку».
Этот случай не обошёл и фундаментальный труд советских времён «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941–1945 года: краткая хроника». Книга была издана в 1981 году, но сбитый самолёт приписан другому Смирнову с инициалами «В.П.», будущему Герою Советского Союза из 629-го истребительного полка той же 102‑й истребительной дивизии, в которой служил и лётчик капитан Николай Смирнов.
Ошибка, может, и была замечена, но только после выхода книги. Что-либо исправлять было уже поздно.
А капитан Николай Александрович Смирнов, сбивший первый немецкий самолёт в районе Сталинграда, оказался нашим земляком, кадровым летчиком и к тому времени начальником штаба полка противовоздушной обороны.
Сохранился единственный документ — послужная карточка. Его военная служба началась в 1933 году, когда он поступил в 9‑ю Военную школу лётчиков в Харькове. Окончил её с отличием и служил на разных должностях в строевых частях.
Имел хорошую лётную подготовку и, видимо, поэтому решил атаковать немецкий бомбардировщик. Это был «Юнкерс-80».
Как написано в боевом отчёте, капитан Смирнов «умелым и дерзким манёвром сначала уничтожил воздушных стрелков, а затем приблизился к самолёту противника и поджёг его».
Это была первая воздушная победа капитана Николая Смирнова. За бой лётчик получил благодарность командующего истребительной авиацией ПВО и был награждён именными часами.
Из немецких сводок о потерях люфтваффе известно, что 22.02.1942 самолет Ju 88D‑1 из состава 2‑й эскадрильи группы дальних разведчиков Верховного командования люфтваффе был сбит атакой истребителя юго-западнее Сталинграда.
В следующий раз Николай Смирнов встретился с немецким самолетом 25 марта, и это вновь был Ю‑88, и вновь из той же эскадрильи.
Согласно документам, «в исключительно сложных метеоусловиях: сплошная низкая облачность, местами достигающая высоты 150 м, при плохой видимости и сильном ветре, услышав разрывы снарядов зенитной артиллерии, тов. Смирнов мгновенно взлетел и на третьей минуте атаковал самолет Ю‑88. Самолет противника вел шквальный огонь из пулеметов, прикрываясь облачностью, пытался уйти безнаказанно, но
тов. Смирнов, умело используя облачность в своих интересах, наносил одну атаку за другой и поджег левый, а потом правый моторы».
Немецкий пилот смог посадить подбитый самолет «на брюхо» северо-западнее Сталинграда, после чего весь экипаж попал в плен.
Этот «юнкерс» и был доставлен в Сталинград на всеобщее обозрение.
В боевом журнале части отмечено: «Тов. Смирнов израсходовал на самолет противника
1/4 боекомплекта, имея на своем самолете за два боя одну пробоину в хвосте».
Летом фронт придвинулся к Сталинграду, и летчики ПВО стали встречаться не только с дальними самолётами люфтваффе.
12 июля 1942 г. капитан Смирнов на Як‑1 перехватил и сбил, по советским данным, немецкий ближний разведчик «хеншель» Хш-126, упавший в 40 км южнее станции Казанская.
Эта победа также подтверждается немецкими сведениями.
4 августа 1942 г. капитан Смирнов одержал свою последнюю воздушную победу: ему был засчитан немецкий истребитель Ме-109 в районе железнодорожной станции Абганерово.
На следующий день, 5 августа 1942 года, капитан Николай Александрович Смирнов погиб в воздушном бою с авиацией противника всё в том же районе станции Абганерово, где развернулись ожесточенные бои на земле и в воздухе.
Скажем точнее: летчик не вернулся с боевого задания и числился без вести пропавшим. Только в феврале 1943 года был подписан Указ о его награждении орденом Красного Знамени.
Михаил Быков
Автор выражает благодарность Михаилу Тимину и Никите Егорову за предоставленную информацию
Ещё новости по теме
В Нижнем Новгороде увековечат память о Сталинградской битве
Какой вклад внесла Волжская военная флотилия в победу под Сталинградом
Как горьковчане воевали за Сталинград и восстанавливали его после победы