ГЛАВА 95 (Из серии "Хроники старого меломана ")
GRAND FUNK RAILROAD
Некоторые мои читатели, в том числе и из числа моих знакомых, высказали мне, что я слишком мало уделил внимания любимой многими группе Grand Funk .Мол, группе Kiss я посвятил целых три главы, а такой знаменитой банде, как Grand Funk только одну. Сегодня я с удовольствием пойду навстречу своим читателям и продолжу рассказ об этом действительно знаменитом ансамбле. Источником для статьи послужил материал ,который я обнаружил в одном из поздних номеров журнала "Ровесник".Представляю её вашему вниманию:
"В этом великом "фанке" нет и намека на фанк, зато есть могучий хард-рок, который в своё время был единственным американским конкурентом DeepPurple и Led Zeppelin "
В любом справочнике вы прочитаете, что на пике успеха американское трио Grand Funk Railroad "обожала публика и ненавидели критики",но не найдёте обьяснения-почему ? Почему обожали, понятно: собравшись в 1968-ом ,GFR соединили блюз, рок-ролл, и хард-рок, к началу 70-ых этот сплав позволил группе занять место в высшей лиге ,где их соседями и конкурентами были лишь Led Zeppelin и DeepPurple .Бешеные концертные импровизации ,когда трио доводило залы и стадионы до истерики, без конца пронизывая трехаккордные конструкции виртуозными соло гитары ,баса и ударных, раздражали музыковедов ,которые усматривали в таком подходе "желание играть джаз, но полное неумение это делать профессионально". Через три года у GFR уже было четыре " золотых" альбома и один трижды "платиновый", тираж которых приближался к 20-и миллионам ( сегодня это 25 миллионов), побив заодно державшийся с 1965-ого года рекорд " битлов" по заполняемости стадионов и скорости продажи билетов на концерты .Публика действительно боготворила группу ,которая давала ей всё, за что так ценят рок - драйв, красивые мелодии , тяжёлый и чистый звук ,фантастическое мастерство участников.А засевшие на радио снобы раз за разом отлучали GFR от эфира! В 1971-ом в парадоксе появился экономический подтекст : самая тиражируемая группа США имела в эфире вдвое меньше времени,чем, скажем, давно вышедшие в тираж The Monkees, и потому пристально следившие за американским радио европейские промоутеры не горели желанием организовывать туры GFR.
В 1968-ом году гитарист, певец и клавишник Марк Фарнер и обладатель умопомрачительного фальцета барабанщик Дон Брюэр вышли из состава Terry Knight And The Pack и пригласила басиста из Question Mark And The Mysterians Мэла Шачера, организовали трио Grand Funk Railroad .Это было слегка искаженное производное от "Grand Trunk Railroad "- так называлась заброшенная узкоколейка 20-ых годов ,пролегавшая через родной город музыкантов Флинт в штате Мичиган. Менеджером стал бывший коллега по предыдущей группе Терри Найт ; после первого же выступления на рок-фестивале в Атланте в июле 1969-ого GFR заинтересовали фирму "Capitol" и уже в августе выпустили первый альбом "On Time" ,который записали за четыре дня! В декабре появился второй диск "Grand Funk" ,летом 1970-ого - третий "Closer To Home" ,осенью вышел концертный диск ,а весной и осенью 1971-ого- ещё два."Survival " и убийственно мощный "Е Pluribus Funk" .Пока коллеги болезненно переживали окончание Лета Любви и его музыки и с трудом приспосабливались к новым временам ,GFR перекрашивали время под себя и свои задачи. "Мы были наглецами, потому что считали, что можем пойти дальше Сream, на которых в те годы молились -вспоминает Марк Фарнер,-GFR собрались в год их распада ,мы чувствовали, что должны продолжать их дело ,но по- своему , по-американски -громче, звонче и больше рок-н-ролла. Но английское эхо должно было звучать в нашей музыке ". Cream называли супер-группой ,потому что это была первая группа ,в которой играли музыканты уже прославившиеся в других коллективах. GFR доказали, что они- супергруппа ,мастерством ,по уровню которого были равными Cream.
В 1972- ом году после конфликта с менеджером( как оказалось Найт изрядно нажился на банальном воровстве) в группе появился четвертый участник - клавишник Крейг Фрост из Silver Bullet Band . Не то ,чтобы он был так уж нужен ,но вещи трио становились всё сложнее ,а Фарнер на концертах устал мотаться между клавишными и гитарами .С участием Фроста вышел альбом "Phoenix" ,1972, а вот следующий диск "We're An American Band " 1973,( "Мы -американская группа") и заглавная песня сыграли роль визитной карточки GFR и всего американского рока и дома, и за рубежом .Возглавившие хит-парад альбом и сингл стали сладкой местью группы за годы наплевательского отношения к их музыке: в 1973-ем году песня вышла на первое место по звучанию в эфире США, а в Европе уступила только "Smoke On The Water " , DeepPurple. "Shinin On",1974, довел тираж дисков до 20-и миллионов ,а вышедший в том же году "All Girls In The World Beware!!!" с фото Шварцнеггера на обложке лёг в основу программы мирового триумфального турне .
Второй концертный альбом (1975) и очередной студийный "Born To Die"(1976) совпали с всплеском противоречий в группе (Фарнер и Брюэр хотели вернуться к стилистике ранних работ , тогда как получивший право голоса Фрост настаивал на экспериментальной линии ); в этот период и истекал контракт GFR c "Capitol" Группа обратилась за поддержкой к Фрэнку Заппе ,который не только предоставил свою студию ,но и сам стал продюсером альбома "Good Singin, Good Playning"(тоже 1976) .Альбом большого успеха не имел ,как сказал Фарнер "мы и Фрэнк полностью совпадали в наших взглядах на рок-ролл, жаль только что их не разделяла публика ,сходившая с ума по"диско". После распада в 1977-ом Фарнер занялся сольной карьерой, трое его коллег собрали группу Flint ; в 1980-ом GFR воссоединились (без Фроста и Шачера ) ,но два альбома 1981-ого и 1983-его были удручающе слабыми.
В 1996-ом году три участника классического состава дали 14 концертов за один месяц, на которых побывали более четверти миллиона зрителей ,в 1997-ом году GFR выступили перед боснийской публикой , эти концерты вошли в двойной альбом "Bosnia" ,1997. В 2000- ом году Брюэр, Шачер и Фрост получили разрешение Фарнера на использование названия Grand Funk Railroad ,пригласили певца Макса Карла из "38 Special" и бывшего гитариста Kiss Брюса Кулика и с тех пор регулярно гастролируют по всему миру с программой классики прежних лет .Марк Фарнер периодически выступает в составе All Star Band Ринго Старра и со своей группой NRG , его последний сольный альбом "For The People" датирован 2006-ым годом .Очередное возрождение GFR выглядит вполне реальным ,есть ,правда, одно "но": Фарнер категорически отказывается играть в одной группе с Фростом , а Шачер согласен на GFR лишь с участием Фроста.Похоже Grand Funk не могут без парадоксов!"
Другой материал об этой группе читайте в главе 70 моих "Хроник". До новых встреч!