Найти в Дзене

Что это за люди, которые в тебя тыкают иголкой?

Во время пандемии престиж медицинской профессии и доверие к врачам возросли многократно. Однако люди продолжают заниматься самолечением и слепо верить народной медицине. Врач-профилактик и тимлидер команды Sciencely.Воронеж Дарья Репина считает, что ценности здорового образа жизни и важности профилактики нужно прививать с самого раннего возраста - и делать это в игровом формате. В преддверии программ “Анатомия” и “Первая помощь” (26 февраля) мы поговорили о том, почему так важно дестигматизировать вопросы, касающиеся строения и функционирования организма.

Даша, привет! Расскажи, пожалуйста, немного о себе и своем пути в медицине.

Я закончила лечебный факультет Воронежского государственного медицинского университета им. Бурденко в 2018 году с красным дипломом. После этого меня позвали на стажировку в Воронежский областной департамент здравоохранения, где я осталась работать на четыре прекрасных года, занимаясь административной и организационной работой. Параллельно я поступила в ординатуру по дерматовенерологии и косметологии, закончила ее и стала совмещать работу в департаменте с приемом пациентов. Недавно я перешла работать в самую крупную частную воронежскую медицинскую клинику группы компаний “Олимп здоровья”, и теперь я заведующая отделением медицинской профилактики. Моя работа направлена на пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний и укрепление общественного здоровья. Параллельно я также веду прием пациентов как доктор – по своей основной специальности.

Какой гигантский опыт для такого юного специалиста! Кто-то в твоем возрасте только заканчивает учёбу.

Да, но после окончания вуза обучение продолжается. Доктор учится всю жизнь, и я учусь каждый день. Медицина развивается очень быстро, и если каждый день не уделять хотя бы какое-то время саморазвитию в области медицины, например, чтению статьи, просмотру образовательного видеоролика, то, к сожалению, быстро отстанешь от коллег и в целом от передового медицинского сообщества.

Подскажи, почему ты выбрала профессию врача и когда это произошло?

Желание стать врачом возникло в 5-6 лет, и я уверенно сказала родителям, что “хочу доставать детей из животиков”, то есть быть акушером. По мере моего школьного образования во мне росло чувство, что врач – это очень нужная и важная профессия. Я не из медицинской семьи, мои родители даже отговаривали меня идти в медицинский университет. Но к 11 классу я окончательно убедилась, что хочу поступать именно на врача.

Как ты считаешь, сохранился ли престиж профессии врача в глазах людей? Сейчас много информации в открытом доступе, и каждый может быть сам себе доктором.

Я считаю, что в последние годы пациенты стали, с одной стороны, более образованными благодаря доступной для них информации, но, с другой стороны, в связи с пандемией люди вновь осознали важность медицинских работников, и престиж профессии вырос.

Лет 5-10 лет назад врач сталкивался в своей работе с большим количеством случаев самолечения абсурдными методами. Мы стараемся с этим бороться и объяснять опасность самолечения на самых ранних этапах.

Ты приверженец доказательной медицины. Как сделать так, чтобы обыватель понял, что такой подход гораздо эффективнее, чем народная медицина?

Мне кажется, что все идет из детства, из семьи. Поэтому очень важно говорить с ребенком, что посещать врача нужно не потому, что так захотели родители, а потому, что это важно для здоровья: чтобы лучше бегать, прыгать, заниматься спортом. Среди родителей-посетителей нашей клиники я замечаю очень хорошую тенденцию: они не воспринимают поход в медицинскую организацию как что-то мучительное, скорее, как достаточно интересное времяпрепровождение. При этом, если врачи настроены на конструктивный диалог с родителями и с ребенком, то они сами доносят до детей важность медицины. Например, мы подробно рассказываем перед прививками для чего их делают, чтобы дети не плакали. Мы даем детям раскраски, наклейки, задания, например “Собери и раскрась свой здоровый образ жизни”, то есть стараемся заинтересовать их в игровом формате.

Сейчас в целом медицина основывается на концепции “четырех “П”: профилактическая – предупреждение заболеваний; персонализированная – индивидуальный подход к каждому пациенту, предсказательная – мы заранее можем просчитать риски развития определенного заболевания; и партисипативная, или партнерская. Раньше у врача и пациента были “патриархальные” отношения: врач – говорит, пациент – делает. Сейчас мы стремимся, чтобы это был партнерский союз, чтобы доктор, общаясь с пациентом, подробно объяснял ему, что, как и почему, и пациент, в свою очередь, тоже был заинтересован в наиболее качественном результате своего лечения. Такое происходит только при правильном выстраивании личностно-профессиональных отношений между врачом и пациентом, это командная работа.

Как не бояться врачей? Многие приходят к врачу уже в запущенной стадии болезни. Как привить людям необходимость профилактики? Как заставить обратиться к врачу взрослого человека, ведь боятся врачей не только дети?

Это очень сложный вопрос и большая проблема, которая стоит перед современным здравоохранением. О своих детях взрослые заботятся и не пропускают с ними медицинские осмотры, при этом самого взрослого человека крайне сложно заманить на какие-то профилактические процедуры. Наше государство в этом плане достаточно хорошо заботится о населении, у нас есть бесплатная диспансеризация, профилактические медицинские осмотры. Многое делается для того, чтобы привлечь людей к регулярным медицинским обследованиям: например, большинство работодателей обязаны отправлять на медосмотр своих сотрудников, особенно лиц, которые трудятся в определенных сферах, связанных с работой с детьми, питанием, производством и т.д. Частные клиники разрабатывают различные чек-апы, то есть комплексные обследования организма, которые назначаются пациенту в зависимости от его возраста.

Не секрет, что в настоящее время идет отток пациентов из государственной медицины в коммерческую, и частные клиники заботятся о клиентоориентированности, даже клиентоцентричности. Государственные клиники тоже, на мой взгляд, должны над этим работать. Людям не всегда комфортно идти в свою поликлинику именно из-за проблем в отношении, начиная от младшего медицинского персонала, регистраторов, администраторов. Но над всем этим идет тщательная работа, и я думаю, все постепенно будет продвигаться в лучшую сторону для оздоровления общества.

Кроме своей основной работы, ты работаешь в Sciencely.Воронеж с самого первого дня существования проекта. Чем ты занимаешься и что мотивирует тебя работать в проекте такое продолжительное время?

Во-первых, я обожаю Sciencely.Воронеж! Я занимаю позицию тимлида, это человек, который организует ведущих перед рабочими выходными, распределяет роли в команде, работает с ведущими и ассистентами, готовит площадку и команду к проведению мероприятия и контролирует процессы во время самого мероприятия, чтобы для наших посетителей все было организовано на высшем уровне.

Что мне нравится в этой работе? Во-первых, я прокачиваю софт-скиллы, особенно взаимодействие с разными людьми. Во-вторых, у нас очень хорошая дружная команда! А еще меня привлекает, что каждый месяц вне зависимости от того, чем занимаюсь на основной работе, я узнаю что-то новое из мира естественных наук, и это очень расширяет мой собственный кругозор. А когда получается донести новые знания и радость детям, становится прекрасно и тепло на душе!

Не отвлекает ли работа в Sciencely.Воронеж от основной работы? Получается, что после пяти дней работы в клинике в выходные предстоит работа с детьми, хватает ли у тебя сил?
Отдых – это смена вида деятельности! А если серьезно, да, конечно, каждая программа требует серьезной подготовки, поскольку каждый раз тема разная, и она не всегда связана с медициной. Однако проведение мероприятия отнимает только физические силы, но при этом морально я чувствую себя отдохнувшей после общения с людьми.

Ближайшие программы в Sciencely.Воронеж – “Анатомия” и “Первая помощь”. Зачем нам знать о строении своего тела, тем более детям?

Детям очень полезно знать особенности строения и функционирования наших органов. Чем раньше в доступном формате они узнают, как устроен их организм, тем меньше у них будет странных заблуждений, навязанных, например, сверстниками, тем проще будет в дальнейшем обсудить с родителями какие-то аспекты жизнедеятельности. Если говорить про “Первую помощь”, то дети узнают, зачем мы ходим к врачам, что это за люди, которые в тебя тыкают иголкой (не просто же так они это делают!). То есть, в следующий раз они, когда пойдут сдавать кровь в поликлинику, уже будут знать, что это и зачем. Так как мы даем информацию в игровом формате, дети тренируются сами брать анализы, сами проводить исследования, сами делать операции, и в дальнейшем им интересно будет посещать медицинские организации, потому что они становятся активными участниками процесса, а не просто наблюдателями.

Почему игра в доктора такая популярная у детей?

Потому что дети любят играть в те профессии, которые они видят в реальности. Интересно играть в учителя, в продавца, во врача. Так как врач – профессия, окруженная ореолом значимости и пользы, детям хочется почувствовать и попробовать себя в этой роли.

Что бы ты хотела пожелать нашим читателям?

Желаю всем заботиться о своем здоровье и здоровье своей семьи. Прививать детям с самых ранних лет понятия профилактики, здорового образа жизни, норм питания и правил гигиены, развивать в детях адекватные представления о строении и функционировании человеческого тела, чтобы для них это не было запретной темой, и они могли всегда свободно поговорить с родителями о том, что их беспокоит в собственном организме. Мы, в свою очередь, на наших научных мероприятиях тоже раскрываем некоторые “секреты” человеческого организма, которые не должны быть секретами. И, конечно, желаю всем крепкого здоровья!