Найти тему

Как психологу понять реальные запросы клиента. Задаем больше вопросов.

Оглавление

Определение истинного запроса клиента – главная задача опытного психолога. Ошибочно считать, что человек откроет всю душу и расскажет о проблемах. Терапия зачастую начинается с определения целей, когда психолог помогает клиенту сформировать действительно важный запрос.

В чем разница между запросами?

В практикующей психологии есть два понятия – первичный и истинный запрос. С первыми клиенты обращаются к экспертам, они готовят жалобы, которые, по их мнению, являются важными. Однако далеко не все первичные запросы относятся к истинным. Практика показала, что многие люди не готовы формировать реальные проблемы.

Банальный пример, когда человек говорит: «Я постоянно срываюсь на близких, даже по глупым вопросам. Помогите мне справиться гневом». Психолог понимает, что нужно искать причины, которые делают человека таким импульсивным – это и есть истинный запрос.

Вот несколько стандартных ситуаций, когда психологу нужно помогать клиенту формировать запрос:

1. Оценка действий – «Правильно ли я поступил в этой ситуации?». Психолог должен использовать уточняющий вопрос: «Вы хотите понять, насколько ваши действия отвечают интересам?».

2. Перекладывание ответственности – «Хочу избавиться от этой проблемы. Вы должны мне помочь». Психолог формулирует уточнение: «Вы хотите освоить другую модель поведения? Что вас не устраивает, какую модель хотите использовать?».

3. Принятие решения – «Я не знаю, что мне делать». Эксперт должен раскрыть вопрос: «Вы хотите разобраться в своих чувствах, мыслях или переживаниях?».

Всегда нужно действовать по ситуации и начинать трансформацию клиента с его реальных запросов. Человек должен понимать, что психолог только помогает, а задача клиента – работать над собой и своими эмоциями.

Уточняющие вопросы в работе психолога

Вопросы рождают истинные запросы человека. Многие люди не осознают, насколько глубокой может быть проблема. Например, если травма была получена в подростковом возрасте, а сейчас человек лишь испытывает ее последствия, выражает свой гнев или впадает в депрессию.

Психолог на определенном этапе становится другом для клиента. Он должен обойти «защиту» и найти реальную проблему. Для таких целей задаются наводящие вопросы. Сравните это с аналогом допроса, но в более мягкой форме.

Например, вопросы, связанные с переживаниями человека: «Когда вы заметили проблему?», «Что вы уже пробовали, что решить этот вопрос?», «Почему решили обратиться к специалисту только сейчас?».

Только там можно понять, какие глубинные процессы сформировали проблему. Этому нужно учиться и повышать квалификацию, поэтому мы предлагаем пройти обучение и переподготовкуна базе центра «Учреждение судебной экспертизы» в Москве.