Пентагон опасается, что Китай в самое ближайшее время превзойдет Соединенные Штаты по производству истребителей 5-го поколения. По мнению военных экспертов, это событие будет иметь серьезные последствия для баланса военно-воздушных сил в Тихоокеанском регионе. Соединенные Штаты преуменьшают успехи Китая в разработке истребителей, но баланс воздушных сил в Тихом океане, возможно, уже изменился в пользу Пекина. Более того, НОАК заявляет о неуклонном прогрессе в разработке истребителей шестого поколения. А это значит, что у Пекина есть шанс изменить баланс воздушных сил в АТР в свою пользу, если Пентагон отстанет от программы соперника. Journal Asiatimes. В этом месяце газета Nikkei сообщила, что китайский парк истребителей 5-го поколения J-20A вскоре может обогнать флот Соединенных Штатов, состоящий из 187 самолетов F-22 Raptor. При этом (и это только по официальным данным) Китай уже построил 150 самолетов, предназначенных для противостояния американскими "Рапторам" в воздушном бою. Хотя авторы доклада утверждают, что у США насчитывается около 360 самолетов F-35A, в нем также сказано, что производство J-20A в Китае стремительно набирает обороты. При сохранении нынешних темпов производства Китай уже в этом году может превысить количество американских F-22. Новость по теме: Соединённые Штаты озабочены полетами истребителя шестого поколения НОАК Китая - Military Watch. F-22, многоцелевой истребитель пятого поколения был разработан в 2000-х годах. Американцы называют его первым стелс-истребителем превосходства в воздухе и наивно полагают, что он до сих пор незаметен для российских радаров. На пример на вооружении ВС РФ находятся бистатические радары "Струна-1/Барьер-Э". Они представляют серьезную угрозу как для F-22, так и для F-35 (оба класса самолётов оснащены стелс-технологиями). Все дело в том, что в отличии от обычных радиолокационных станций, у таких РЛС приемники и передатчики находятся в разных точках. Один радиолокационный комплекс может включать до десяти пар таких приемо-передатчиков. Максимальное расстояние между ними может достигать 50 километров, а одна РЛС теоретически может покрывать территорию с радиусом до 500 км. Это позволяет обнаруживать не только малозаметные самолеты, но и другие летательные объекты с низкой ЭПР (эффективная поверхность рассеивания), включая крылатые ракеты и дельтапланы. Ну да ладно, мы отвлеклись. Поступивший на вооружение в 2005 году, F-22 должен был заменить F-15 Eagle 4-го поколения, объединив в себе скрытность, интегрированную авионику и высокую маневренность. В статье, опубликованной в этом месяце, издание Sandboxx сообщает, что F-22 может нести две ракеты с тепловым наведением AIM-9X Sidewinder и шесть ракет с радиолокационным самонаведением AIM-120 AMRAAM, а также 20-мм пушку M61A2 с 480 боеприпасами для ведения воздушных боев. Japanese Intelligence: By the end of this year, the number of Chinese J-20 fighters will surpass the number of American F-22s. Китайский J-20 (вверху) и американский F-22 (внизу). Photo: Screengrab / Military Watch Magazine Для ближней воздушной поддержки, пишут журналисты Sandboxx, F-22 может нести две 450-килограммовые свободнопадающие фугасные бомбы GBU-32 JDAM или восемь 113-килограммовых бомб меньшего калибра. Активное внедрение новых технологий и строительство более совершенных реактивных двигателей позволило Китаю значительно ускорить производство конкурирующего самолета J-20. Так, в ноябре 2022 года газета South China Morning Post (SCMP) опубликовала статью в которой сообщалось, что Китай использует новые импульсные производственные линии (сборочная линия где все детали движутся одновременно), мирового класса для сокращения сроков изготовления истребителей J-20. SCMP отмечает, что новые технологии импульсного производства и усовершенствованные отечественные двигатели позволили увеличить количество самолетов J-20 настолько, что оно сравнялось или даже превысило количество американских F-22 Raptor, производство которого было остановлено в 2011 году. Всего США построили 187 самолетов F-22 Raptor. Читайте также: ВМС Китая применил боевой лазер против судна филиппинской береговой охраны - без США не обошлось В тоже время на Западе считают, что Китай может уже иметь флотилию J-20 количеством не менее 200 единиц, (если судить по серийным номерным знакам на самолетах, представленных на авиасалоне в Чжухае в 2022 году). Кроме того, Китай может быть близок к решению ключевых проблем связанных с технологиями реактивных двигательных установок, которые до сих пор являлись серьезным препятствием в создании истребителей пятого поколения. Так, например, в марте 2022 года SCMP опубликовало новость о том, что в целях улучшения маневренности и боевого потенциала истребитель J-20 успешно прошел испытания с форсажными двигателями WS-15J. В том же отчете отмечается, что китайские двигатели WS-15J в конечном итоге могут заменить российские аналоги АЛ-31Ф, установленные в настоящее время на J-20, что свидетельствует о возросшей уверенности Китая в своих методах производства реактивных силовых установок и металлургии. В октябре 2022 года издание Asia Times писало о поэтапном внедрении Китаем нового метода разработки реактивных истребителей за счет реинжиниринга и исследования технологий истребителей 5-го поколения. F-22 Raptor выступает на авиасалоне New Hampshire Thunder Air Show на базе Национальной гвардии военно-воздушных сил США Pease в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, 11 сентября 2021 года. Military Watch Magazine. Photo: Air National Guard U.S. / Sgt. Stephen Tucker Потенциал модернизации J-20 делает этот класс истребителей жизнеспособной платформой для китайской программы по созданию истребителей 6-го поколения. На Западе переживают, что Китай гораздо быстрее построит такой самолет, чем США. (Речь идет об американском проекте Next Generation Air Dominance (NGAD), который должен появиться в 2030-х годах). Однако, несмотря на быстро растущее количество самолетов, J-20 может иметь некоторые недостатки. В статье для журнала National Defense Magazine, опубликованной в сентябре 2021 года, американский военный эксперт Джон Харпер отмечает, что J-20 является крупнейшим серийным истребителем с малой заметностью, что может говорить о том, что это более тяжелый и менее маневренный самолет. Харпер также утверждает, что Китаю, возможно, еще предстоит решить проблемы, связанные с объединением данных с датчиков и бесшовной интеграцией пассивных устройств. Однако большинство западных аналитиков считают, что будущие модификации J-20 продолжат сокращать технологический разрыв между Соединенными Штатами и Китаем. Читайте также: Ракеты Р-37М, запускаемые с истребителей МиГ-31, Су-35 и Су-57М ВКС России, наводят ужас на пилотов ВСУ При этом некоторые американские военачальники публично преуменьшают эту угрозу. Так, начальник Тихоокеанского управления ВВС США генерал Кеннет Уилсбах заявил, что китайские истребительные программы — это "не то, из-за чего стоит не спать по ночам". Ему вторит начальник штаба ВВС США генерал Чарльз Браун, назвавший китайский истребитель J-20 неудачным самолетом. Он подчеркнул, что, хотя в ходе операций с участием F-35 в Восточно-Китайском море Китай продемонстрировал впечатляющий уровень контроля и управления своими J-20, возможности этого класса истребителей не вызывают у него особого беспокойства. А вот другие эксперты на Западе, не согласны с такой позицией. Многие в Пентагоне считают, что решение США прекратить производство F-22 может иметь серьёзные последствия для воздушной мощи Соединенных Штатов в эпоху возобновившегося соперничества великих держав. Американское оборонное онлайн-издание, Task and Purpose в декабре 2022 года описывает множество факторов, которые привели к прекращению производства F-22, включая очевидную бесполезность самолёта в боевых операциях против повстанцев в Ираке и Афганистане. Раньше тоже издание утверждало, что Китай и Россия не смогут создать истребители 5-го поколения до конца 202х годов, и что F-22 является конкурентом более нового и более универсального американского самолета F-35. В отличие от американских F-22 который в 2023 году отправятся на покой, производство китайских истребителей Chengdu J-20 набирает обороты. Image: Facebook Journal Asiatimes. Такое решение, отмечает Task and Purpose, впоследствии привело к истощению ВВС США, поскольку ее существующая силовая система должна производить больше вылетов для потенциальной борьбы с Китаем, в том числе за Тайвань. В докладе также отмечается, что в 2016 году США рассматривали возможность возобновления производства F-22, но производственные линии уже были перепрофилированы на изготовление F-35. В отчете говорится, что на данном этапе дешевле было бы разработать новый самолет, например, истребитель 6-го поколения (NGA). Однако, пишут журналисты Task and Purpose, поскольку Пентагон не экспортирует F-22, опасаясь, что его стелс-технологии попадут в руки врага, союзники по НАТО могут оказаться не в состоянии эффективно взаимодействовать с ВВС США для защиты от все более совершенных истребителей противника. На стратегическом уровне это может означать, что Китай уже достиг паритета, а возможно и превзошел воздушную мощь США в Тихом океане, как качественно, так и количественно. В настоящее время США располагают только 48 из 60 эскадрилий "многоцелевых" истребителей, причем нехватка боевых самолетов наиболее ощутима в Тихоокеанском регионе, где Пентагон располагает только 11 из 13 необходимых. Более того, боеготовность американского истребительного флота неуклонно снижается: средний возраст истребителей составляет 28,8 лет, а пилоты в среднем нарабатывают по 9,7 летных часов в месяц, по сравнению с 22,3 часами до войны в Персидском заливе 1991 года. В Пентагоне считают, что для поддержания своей боевой мощи США как минимум должны производить 72 истребителя в год и поддерживать боеготовность своих союзников на сопоставимом уровне, что, конечно же, чревато риском ложного понимания количества и возможностей. Источники и ссылки: Journal Asiatimes, Российская газета, Journal The National Interest, National Defense Magazine, South China Morning Post 1. (https://asiatimes.com/2023/02/china-set-to-eclipse-us-air-superiority-in-pacific/) 2. (https://asiatimes.com/2022/09/china-may-now-have-air-superiority-over-us-in-pacific/) 3. (https://rg.ru/2022/06/06/bistaticheskie-rls-rossii-lishili-nevidimosti-stels-samolety-f-22-i-f-35.html) 4. (https://nationalinterest.org/blog/buzz/russia-has-one-way-find-and-kill-us-f-22-and-f-35-stealth-fighters-83051) 5. (https://www.nationaldefensemagazine.org/articles/2021/7/9/china-upgrading--fifth-gen-fighter-capabilities) 6. (https://www.scmp.com/news/china/military/article/3170433/chinas-advanced-j-20-stealth-fighters-are-getting-engine)
Пентагон "крайне обеспокоен" растущей мощью Военно-воздушных сил Китая - Asia Times
17 февраля 202317 фев 2023
35
8 мин