В городе Таруса Калужской области впервые проходит необычная выставка – показывается коллекция из 300 саней, разных эпох, конструкций и убранства. Об истории этого традиционного для снежной России средства передвижения рассказывают журналистка и гид по Тарусе Елена Субботина, и Александра Яковлева, автор подкаста «Психология с Александрой Яковлевой» и куратор выставки саней.
Столько красивых и интересных саней мы видели на картинах и в фильмах, а в жизни же увидеть сани как экспонат редко кому доводится. Коллекций саней почти нет, тем ценнее инициатива, благодаря которой тысячи людей могут своими глазами увидеть русские сани разных веков в одном месте.
Содержание статьи
- Где и когда появились сани
- Сани на Руси
- Дровни, кибитка, салазки, розвальни
- Сани в русских обрядах
- Увидеть старинные сани
Где и когда появились сани
Поезда, автомобили – все это в масштабах веков, словно краткий миг. Стало быть, без саней в огромной стране, где зима минимум полгода, жизнь остановилась бы: ни по делам съездить, ни дровишек привезти, ни воды, ни невесту к венцу доставить, ни усопшего в последний путь проводить. Сани сопровождали человека от рождения до смерти, и тип их зависел от назначения. Это транспортное средство было известно еще в Древнем Египте, например, покойного везли на волокуше, запряженной быками.
В Северной Европе и Скандинавии в XVII веке использовались сани с парусом. С их помощью можно было передвигаться по замерзшим озерам и каналам. Например, по Гранд-каналу в Версале, который с наступлением холодов превращался в каток.
Сани на Руси
На Руси сани считались более престижным средством передвижения, чем колесные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Великая русская культура отразила роль саней в жизни народа. Десятки, а может, и сотни, всех не сочтешь, романсов сложено в их честь. А городской фольклор? «Конфетки-бараночки, словно лебеди, саночки, ой вы, кони залетные…» А «Капитанская дочка», где буранная степь и экипаж, из последних сил пробивающийся сквозь непогоду? Да одна только пронзительная картина Перова чего стоит, где вместо лошади – трое плохо одетых детей, что тащат на санях тяжелый груз. Так и называется – «Тройка».
Известное каждому с детства стихотворение А. С. Пушкина, начинающееся со слов “Мороз и солнце; день чудесный!”, тоже содержит в себе упоминание саней.
“Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...”
Само слово «сани» появилось в русском языке, а оттуда уже перекочевало в латышский, венгерский, румынский. Самой распространенной считается версия происхождения «саней» от слова «сань», что означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Дровни, кибитка, салазки, розвальни
С тех пор, как люди пересели на машины, роль и значимость саней на Руси потускнела, но сегодня мы сотрем пыль с этой страницы нашей истории и уделим саням время и место, которое они заслуживают.
Начнем с простого вопроса: «На чем ездит Дед Мороз?» Ответ знают и дети, и взрослые. Конечно, это сани. Что не удивительно, ведь Дедушка Мороз – очень древний, значит и транспорт у него такой же. Многие сотни лет он привычно запрягает в сани оленей и отправляется в путь с мешком подарков за спиной. И значит его сани можно описать, как грузопассажирские. Что еще мы с вами знаем про сани? Давайте вспоминать. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своем романе “Евгений Онегин” писал:
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…»
Лишь в одном этом небольшом отрывке А.С. Пушкин упоминает целых три типа саней: «дровни», «кибитка», «салазки». Про дровни, кстати, поется и в любимой с детства песенке про елочку: «Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок. Срубил он нашу ёлочку под самый корешок». Так что же такое дровни?
Дро́вни – крестьянские сани, без кузова, спинки и боковин. Максимально простая и распространенная модель. Простые в изготовлении и неприхотливые в обращении, дровни были самыми популярными грузовыми санями. На них перевозили дрова, бревна, сено и другие грузы.
Кибитка. Крытая повозка. Зимой – крытые сани. У Пушкина кибиткой управляет ямщик и это сани для перевозки пассажиров.
Ну и салазки, это уже детские саночки, которые были и у нас с вами, кто не катался в детстве на санках с горок? В 1854 году в поэме «Саша» Николай Некрасов так же упоминает салазки:
«В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной»
На известной всем картине великого русского художника В. И. Сурикова “Боярыня Морозова”, украшающей один из залов Третьяковской галереи, Феодосию Прокофьевну Морозову везут в розвальнях.
Что же это такое? Толковый словарь Ушакова говорит, что это крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками. На дно розвальней часто клали солому и таким образом они становились пасажирско-грузовыми санями. В них можно было ехать развалясь, а можно было перевозить груз.
Упоминание розвальней можно встретить и в стихах Осипа Мандельштама:
«На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой»
Сани в русских обрядах
Конструкция саней с годами менялась. Если древние волокуши – перекрещённые, то русские сани зачастую уже напоминали красавицу ладью с загнутыми полозьями. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего, конечно, украшали царские. На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом — уже вместе с мужем. Также сани имели огромное значение в русском погребальном обряде. Для народов Европейского Севера и Сибири оставленные на могиле сани — это средство для попадания и жизни в загробном мире точно так же, как инструменты, посуда и другие вещи. По своему содержанию эти обычаи будут являться аналогами погребальных обычаев древних египтян, китайцев, скифов или норманнов, хотя там используются другие транспортные средства. Такие представления имели для русского такое же значение, как для норманна лодка, печенега и половца — конь.
Увидеть старинные сани
Где же сегодня увидеть сани во всем их многообразии и красе? К сожалению, эта необыкновенная страница нашей истории и культуры частично утрачена, так как без должного ухода сани долго не живут. Дерево гниет, его поражает жучок-короед и то, что не так давно было уникальным предметом народного творчества превращается в труху.
Сейчас увидеть экземпляры конца 17-го, начала 18-го века – все равно, что найти яйцо Фаберже, такая это редкость и ценность, ведь к саням относились как к вещи сугубо утилитарной: отслужили свое – и хватит, чего их беречь? Разумеется, в музеях, как отечественных, так и зарубежных, в частных коллекциях есть дошедшие из глубины веков экземпляры, но много ли их наберется?
Однако энтузиасту Алексею Калмыкову, жителю Тарусы, удалось не только собрать большую коллекцию саней, но и вместе с единомышленниками устроить оригинальную выставку.
Калмыков собирал свою коллекцию вдумчиво. Такое удивительное хобби требует глубоких знаний и серьезных усилий. Ведь большинство старинных саней требуют тщательной реставрации, а это долгие часы кропотливого труда, зато итог – впечатляет. После реставрации сани оживают и любоваться на них – одно удовольствие.
Есть на выставке и экземпляры, которых реставрация не коснулась. Алексей Калмыков говорит, что в некоторых случаях сани трогать не стоит, ведь кроме былой красоты, ему важно показать и то, как быстро сани приходят в упадок, если за ними не ухаживать должным образом.
И все же, сколько санок у Калмыкова? Округляя: около четырехсот. Можно предположить, что это одна из самых больших коллекций саней в России, собранная одним человеком и выставленная впервые. Кстати, выставка открыта для посещения абсолютно бесплатно, заодно всех гостей ждет увлекательная экскурсия, так как устроители считают, что это даст возможность каждому желающему прикоснуться к живой истории нашей страны.
Расположилась она в знаменитом тарусском здании Соляного Амбара XVIII века. В экспозиции представлено более 300 экземпляров: от кукольных саней до купеческих возков 19-го века. Экспонатов так много, что часть уникальной выставки расположена на улице, тем более что на белом пушистом снеге сани смотрятся удивительно гармонично, а посетители с удовольствием используют локацию, как атмосферную фотозону.
На выставке посетителей угощают горячим чаем из самовара и рассказывают множество захватывающих историй, связанных с экспонатами. В экспозиции сани буквально повсюду – на полу, на стенах, на окнах, даже на потолке. Улица перед экспозицией утопает не только в снегу, но и в санях. Розвальни, дровни, пассажирские, детские, кукольные…. Есть в коллекции очень красивые, укутанные в бархат и шелка – это сани парадные, для выезда состоятельных господ. По экипажу определяли социальный статус седока.
На выставке что ни экземпляр – то история, причем, часто не столь давняя. Например, ветеран Великой Отечественной отдал санки, в которых он сам родился. Его матушка до больницы не доехала, ребенка пришлось принимать прямо в заснеженном лесу. Бывают истории еще свежее, постсоветские. Мальчик из далекой северной деревни 9 лет ездил в школу за несколько километров. Впрягал лайку – и вперед. Когда отучился, собачка ушла «на пенсию», а санки остались ждать нового хозяина. Дождались.
Выставка временная. Организаторы планировали закрыть ее с окончанием новогодних праздников, но интерес оказался столь велик, что решено продлить работу экспозиции до окончания масленицы, то есть, до 26 февраля. Ведь Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, блины и конечно катание на санях. Каждые выходные вас ждут в Соляном амбаре Тарусы. Доехать успеете. Всего-то 120 километров от МКАДа. Что за расстояние?