время чтения 8 мин.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ — мировоззрение марксистской партии, созданное Марксом и Энгельсом и развитое дальше Лениным и Сталиным. Мировоззрение это «называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория— материалистической» ( Сталин). Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений. Исторический материализм явился величайшим завоеванием научной мысли. Диалектический и исторический материализм составляют теоретический фундамент коммунизма, теоретическую основу марксистской партии. Марксизм — «цельное мировоззрение, философская система, из которой само собой вытекает пролетарский социализм Маркса. Эта философская система называется диалектическим материализмом» (Сталин).
Диалектический материализм как философия пролетариата возник в 40-х гг. прошлого столетия и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения. «Марксистская философия, в отличие от прежних философских систем, не является наукой над другими науками, а представляет собой инструмент научного исследования, метод, пронизывающий все науки о природе и обществе и обогащающийся данными этих наук входе их развития. В этом смысле марксистская философия является самым полным и решительным отрицанием всей предшествующей философии (Жданов).
Вырабатывая свое передовое философское мировоз зрение, Маркс и Энгельс опирались на все ценные приобретения человеческой мысли. Все лучшее, созданное в прошлом философией, было критически пересмотрено Марксом и Энгельсом. Из диалектики Гегеля они взяли лишь ее «рациональное зерно» и, отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху , развили диалектику дальше, придав ей современный научный вид. «Обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие природы, а на оборот — дух следует объяснить из природы, материи...» (Ленин). Материализм Фейербаха был непоследовательным, метафизическим, антиисторическим. Маркс и Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно» и, отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения его философии, развили материализм дальше, создав высшую, марксистскую, форму материализма.
Маркс и Энгельс, а затем Ленин и Сталин применили положения
диалектического материализма к политике и тактике рабочего класса, к практической деятельности марксистской партии. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...» (Маркс). Только диалектический материализм Маркса, отмечает Ленин, указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали все угнетенные классы. В противоположность многочисленным течениям и теченьицам буржуазной философии диалектический материализм, указывает И. В. Сталин, является не просто философской школой, философией одиночек, а боевым учением пролетариата, учением миллионов трудящихся, которых оно вооружает знанием путей борьбы за коренное переустройство общества на коммунистических началах.
Диалектический материализм есть живое, постоянно развивающееся и обогащающееся учение. Марксистская философия развивается и обогащается на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата, обобщения естественно-научных открытий.
«Марксизм не признаёт неизменных выводов и формул, обязательных для всех эпох и периодов»,— говорит товарищ Сталин. «Марксизм требует улучшения и обогащении старых формул на основе учёта нового опыта при сохранении точки зрения марксизма, при сохранении его метода» (Сталин).
После Маркса и Энгельса величайший теоретик Ленин, а после Ленина И. В. Сталин и другие ученики Ленина были единственными марксистами, которые двигали вперед марксизм и его философско-теоретическую и научно-историческую основы — диалектический и исторический материализм.
Ленин в своей гениальной книге «Материализм и эмпириокритицизм», явившейся теоретической подготовкой большевистской партии, отстоял и развил огромное теоретическое богатство марксистской философии в решительной борьбе против всех и всяких ревизионистов и перерожденцев, обосновал диалектический материализм как философию большевизма.
Гениальные произведения И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания» и другие его труды развили дальше и обогатили диалектический и исторический материализм. Произведение И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» является вершиной развития марксистской философии.
Диалектический материализм — революционная теория преобразования мира, руководство к революционному действию. Он «дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности» (Ленин). Представители всех прошлых мировоззрений имели своей целью только объяснение мира. Задача же марксистско-ленинской партии — коренное изменение мира. Диалектический материализм является действенным орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма. «Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания» (Ленин).
Теоретические основы марксизма-ленинизма — диалектический и
исторический материализм — выдержали всестороннюю проверку на опыте Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма в СССР, победы СССР в Великой Отечественной войне и послевоенного развития.
Учение диалектического материализма всесильно потому, что оно верно, потому что оно дает правильное понимание закономерностей развития объективной действительности. Только революционное мировоззрение марксистско-ленинской партии способно проникнуть в смысл исторического процесса и формулировать боевые революционные лозунги.
Отличительной чертой диалектического материализма является его революционно-критический характер. Философия марксизма-ленинизма сложилась и развилась в постоянной и непримиримой борьбе с различными буржуазными, оппортунистическими и другими реакционными философскими течениями. Критическим духом, пролетарской партийностью пронизаны все произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. В диалектическом материализме находит свое высшее выражение единство теории и практики. На практике доказывает диалектический материализм правильность, истинность своих теоретических положений. Марксизм-ленинизм включает практику, опыт народов в теорию, в философию. Связь науки и практической деятельности, связь теории и практики, их единство являются путеводной звездой партии пролетариата.
Диалектический материализм как мировоззрение имеет огромное значение для всех других наук. Каждая отдельная наука изучает определенный круг явлений. Например, астрономия изучает солнечную систему и звездный мир, геология — строение и развитие земной коры, ботаника — растительный мир, зоология — животный мир; общественные науки (политическая экономия, история, право и др.) изучают различные стороны общественной жизни. Но отдельная наука и даже группа наук не может дать картину мира в целом, не может дать мировоззрение, так как мировоззрение есть знание не о тех или иных частях мира, а о закономерностях развития мира в целом. Только диалектический материализм является таким мировоззрением, которое дает научный взгляд на мир в целом, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, умеет охватить единым пониманием сложную цепь явлений природы и человеческой истории.
Исключительно велико значение диалектического материализма для
естествознания. Развитие естественных наук в СССР и в особенности мичуринской биологии показывает, что только на основе философии диалектического материализма естествознание может добиться величайших успехов.
Философия марксизма-ленинизма партийна, она открыто выражает и отстаивает интересы пролетариата и всех трудящихся масс и борется против всякой формы буржуазного гнета и рабства. В мировоззрении марксизма-ленинизма сочетаются научность и последовательная революционность. «Непреодолимая привлекательная сила, которая влечет к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества ученого и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно» ( Ленин).
Современная буржуазная философия предпринимает один поход за другим с целью опровергнуть марксистскую философию, подорвать ее влияние на сознание масс. Но тщетны все попытки реакционеров. Победа народной демократии в ряде стран значительно расширила сферу влияния марксистско-ленинского мировоззрения, сделала его господствующим мировоззрением не только в СССР, во и в ряде других стран. Сила этого мировоззрения неодолима.
Краткий философский словарь 1952 год.