Решила немного продолжить тему монголов и средних веков. Поскольку историю Монголии после смерти Чингисхана мы знаем, как правило, только в той степени, в которой она касалась наших предков, а между тем сама по себе она весьма увлекательна.
Так вот.
После смерти Чингисхана, которая произошла в 1227 году, следующим Великим ханом Монгольской империи был избран в 1229 году его третий сын Угэдэй (ок. 1186-1241 гг.)
Как понимаю, 2 года держали траур по Чингисхану, а потом собрался Курултай и избрал преемника. Ну как избрал... Скорее - обозначил. Поскольку преемника своего указал, еще при жизни сам Чингисхан.
Здесь знаменательно вот что - Угэдэй был третьим по счету сыном, а первые 2, были живы и здоровы.
А причина такого решения Чингисхана была вот в чем. Он долго никак не высказывался насчет наследника, видимо, подразумевая, что после его смерти все получит старший сын. Но в 1219 году одна из его жен, перед очередным военным походом, все - таки попросила его дать конкретные указания на сей счет, на случай, если с Чингисханом случится непоправимое.
И тут выяснилось, что кто его старший сын - непонятно.
То есть для окружающих.
Сам Чингисхан поначалу назвал преемником старшего сына Джучи - того, кто родился первым у него и его жены Бортэ.
Однако здесь был нюанс. Бортэ после того, как стала женой будущего Чингисхана, попала в плен к его противникам меркитам (за то, что в незапамятные времена отец Чингисхана похитил его мать у ее мужа Чиледу, который принадлежал к племени меркитов - так вот монголы в то время мстили - через десятки лет). И, в общем, Джучи родился после этого, когда Чингисхан разгромил обидчиков и вернул жену обратно. Поэтому, хоть сам Чингисхан и считал Джучи своим сыном - у окружающих были сомнения. Сомнения были и у второго сына Чингисхана и Бортэ - Чагатая. И если сомнения были верными, то старшим сыном Чингисхана был не Джучи, а Чагатай.
Ну и в общем, как только отец заикнулся насчет того, что его преемник Джучи - оба старших сына прямо при нем вцепились друг другу в глотки, наглядно показав, что ждет империю при таком завещании.
Поэтому в итоге наследником был объявлен третий сын - Угэдэй, чтобы уж точно никому не было обидно.
Угэдэй, если закрыть глаза на порой зверскую жестокость, которую он применял в походах из стратегических соображений, и при исполнении обычаев (например, принесение в жертву на могиле Чингисхана 40 знатных красавиц после избрания Великим ханом), в быту был милым человеком.
Он был надежным, уравновешенным, не лез вперед и не считал себя самым умным, раз он хан - слушал других людей и прислушивался к их советам. Был умным, веселым, обаятельным. Обладал искусством убеждения и был отличным организатором и военачальником.
Но... Любил выпить (очень любил). Когда он стал ханом его стали в этом ограничивать - контролировали количество чашек вина, которые он выпивал в день. Потом количество чашек резко сократилось. Почему? Находчивый хан обзавелся очень большой чашкой для вина, вместо прежней обычной)
Собственно, и умер он после того, как больной сперва поехал на охоту, а потом на пирушку, упился там... и все.
Умер он внезапно.
И тут, конечно, стал назревать новый передел власти между наследниками Чингисхана. Это длилось долго. Но пока, после смерти Угэдэя, власть захватили... его жены!
Жен у него было много, а наложниц - еще больше. Но по энергичности и решительности лидировали две.
Одна из них - третья по счету, Муге Хатун, была еще наложницей его отца. Ее любили оба - и отец и сын. И сперва, после смерти Угэдэя, именно она оказалась, по факту, во главе империи. Детей у нее, как и у первой жены Угэдэя не было. И вскоре после смерти Угэдэя она внезапно тоже умерла.
Скорее всего, в этом ей помогла вторая жена Угэдэя, Дорегене. Уж ей - то было ради кого биться за власть и идти по трупам - она родила хану 5 сыновей.
Она когда - то была захвачена в качестве военной добычи. В той, прошлой жизни, у нее был муж (о детях история умалчивает). Красивой она не была, но чем - то привлекла внимание, раз оказалась ханской женой. И в этом статусе нарожала, как мы уже знаем, отряд крепких сыновей.
Одного из них - Гуюк - хана и было решено сделать наследником Угэдэя (решено это было на семейном совете: Дорегене и сыновья, сам Угэдэй перед смертью указал на другого преемника, но это уже никого не интересовало).
Но была одна проблема - Гуюк - хан был в походе. А поскольку расстояния были огромными, а самолетов не было, ждать его возвращения пришлось 4 года. В 1242 году его мать захватила власть, заняла, так сказать, место для сыночка, а в 1246 году эту власть, наконец - то вернувшемуся сыночку и передала.
Эти 4 года и 8 месяцев женщина правила - как умела. Главной ее целью было удержаться и не допустить проведения Курултая до приезда сына. Кого - то она подкупала, кого - то старалась убрать... В общем, занималась возней при дворце, заточенной на то, чтобы сыночек получил трон. Естественно, на государственные дела ее уже не хватало. Так что они в этот период пришли в упадок.
Знаменательно, что ее главной помощницей и правой рукой, фактически - первым министром была сомнительная дама по имени Фатима. Эта Фатима была пленницей из Ирана, которая долго работала дамой легкого поведения, но как - то пробралась во дворец, втерлась в доверие Дорегене и стала ее самым доверенным лицом. Все дела делались через эту Фатиму, так что она имела огромную власть, и, соответственно, нажила много врагов.
И вот - наконец - то! Сыночек вернулся.
И спасибо маме вообще не подумал сказать. Наоборот - нашел целую кучу недочетов в ее делах.
А потом - стал избавляться от ее сподвижников и сторонников (которых, собственно, она вербовала, чтобы ему передать власть).
Фатима, например, была схвачена, ее зверски пытали и совершенно ужасным способом казнили.
Сама Дорегене не пережила такого кошмара и такого отношения сына - и умерла буквально через несколько месяцев после его - такого долгожданного возвращения. Есть версия, что умереть ей помогли тоже по приказу ее сына.
Гуюк был выбран третьим Великим ханом на Курултае. Как и хотела его мать. Но правил он еще меньше, чем она. С 1246 - по 1248 гг.
Он оставил о себе память как человек хитрый, осторожный, не особенно способный военачальник, но, что удивительно - весьма неплохой правитель. Он исправил многое, что пришло в упадок во время правления его матери, восстановил в должностях многих кого она убрала, но кто работал при его отце, и, в общем, не известно, как дальше бы все было, но у него был враг - Батый. Не признавший его Великим ханом.
Вот на встречу с ним, во главе большого войска и двинулся хан Гуюк - чисто поговорить - но не доехал. По дороге внезапно умер, скорее всего, будучи отравленным.
Власть в империи захватила его жена, потом эту жену зверски казнили представители другой ветви наследования... В общем вот так как - то все... Живенько...
В статье, за неимением портретов (почти), использованы картины современных монгольских художников. Не всех нашла, но точно есть картины Мунхбаатара Сурэнцэцэга и Отгоо Бадама.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.