Найти тему
2,9K подписчиков

Неправильная доктрина поэмы Пушкина

276 прочитали

В этот глубокий вечер я все продолжаю думать о дуэли Онегина и Ленского.

Все привыкли винить Онегина. Но ведь в конечном счете Ленский - доктринер, максималист, романтик - оказался демоном ситуации. Да, Онегин флиртовал с Ольгой.

В этот глубокий вечер я все продолжаю думать о дуэли Онегина и Ленского.  Все привыкли винить Онегина. Но ведь в конечном счете Ленский - доктринер, максималист, романтик - оказался демоном ситуации.

Но что такое салонный флирт в то время? Несколько танцев, несколько касаний. Но Ленский подрывается и зовёт к барьеру. Идиот. А если бы он убил Онегина? Ладно там, поэма, которая не случилась бы у Пушкина.

Но как сам Ленский жил бы дальше? Из-за пары касаний, из-за пары вальсов застрелить друга. Как бы он явился потом к Ольге? - «Дорогая, я только что застрелил Онегина? - За что, дорогой? - За ваши шептания».

Я понимаю, что Ленский достоин всякого уважения. В 1918 он был бы в Корниловском походе, в 2012 на Болотной, в 2022 в Тбилиси. Но я не люблю доктринеров. Мне он не кажется умным. И хорошим поэтом он бы не стал. Онегин никогда не вызвал бы Ленского на дуэль в подобной ситуации - он бы вообще не понял, в чем тут дело. Я бы тоже, кстати.

Я бы себе сказал:

«Да пусть танцует с кем хочет. Дома разберёмся. Мне же спокойней, можно в винт сыграть».

Поэтому поэму Пушкина мы понимаем неправильно. Онегин защищался, а не нападал.

Алексей ФИРСОВ