В 1877-м году началась русско-турецкая война. Армия ощущала острую нехватку продуктов, в том числе сухарей. В это время поставщиком сухарей был обычный крестьянин. Мелкие торговцы перекупали сухари у крестьян, и продавали их в армию.
Руководство армии дало указание производить закупку только у крупного производителя. Князь Дмитрий Дмитрий Оболенский, узнав об указе, решил поставлять сухари в армию. Он вел весьма расточительный образ жизни. И, несмотря на хороший доход с имений, кроме долгов, ничего не имел, но очень хотел улучшить свое финансовое положение.
Дмитрий Дмитрий Оболенский родился 19-го декабря 1844 года, служил шталмейстером при дворе Александра II, был предводителем Епифанского и Ефремовского дворянства, строил Ряжско-Вяземскую железную дорогу. Два раза был под следствием за растрату, но каждый раз был оправдан. Очень любил лошадей. Умер в апреле 1931 года в Ницце.
По знакомству, в нарушение всех правил, Оболенский получил подряд на поставку 1,1 млн пудов армейских сухарей (18 тысяч тонн). Кронштадтский банк выдал ему под векселя (или мнимый капитал) ценные листы. В них было указано, что в Кронштадтском банке у князя Оболенского находится определенная сумма денег. Каждый лист имел определенную стоимость, и самостоятельное хождение как средство оплаты, в любой момент времени его можно было продать за определенную сумму денег.
Когда в Кронштадтский банк пришла ревизия, то при уставном капитале в полмиллиона в кассе найдется только 500 рублей. Руководство банка село в тюрьму, а князь Оболенский остался на свободе.
Князь отправился в южные регионы России (Воронежская и Тамбовская губернии),и там стал продавать ценные листы за полцены. В результате у него собралось определенное количество денег. Но этих денег не хватало. Тогда Оболенский договорился с индентами на местах о том, что они будут специально браковать определенную часть сухарей, которую привозили другие поставщики. Эту часть сухарей скупал Оболенский, и продавал интендантам.
Афера с сухарями вскрылась вследствие ревизии в Кронштадтском банке. Четверо интендантов, а также князь Оболенский попали на скамью подсудимых.
28-го декабря 1878 года в Киевском военно-окружном суде судили штабс-капитана Прокоповича, штабс-капитана Саинова, подпоручика Брянчанинова, подпоручика Липинского, а также Дмитрия Дмитрия Оболенского. Саинов, Брянчанинова, Липинского, Прокоповича обвинили, что они нарушили указ начальства. Все четверо получили небольшие тюремные сроки.
Адвокатом у Оболенского был князь Александр Иванович Урусов, который доказал: его клиент невиновен, он, дескать, ничего не знал и не ведал, а сам стал жертвой мошенников. Как бы не так!
Кстати, писатель Лев Николаевич Толстой, был уверен в его невиновности. Он так и написал в своем дневнике: "Его отпустили, так как он был простодушен."
Дело было передано в Военно-окружной суд города Санкт-Петербурга (более высокая инстанция), который оправдал всех интендантов.