Найти тему

Попрошу не самовыражатья!

Мне часто приходится слышать такие высказывания: "Я не люблю писать сочинения!" "У меня не получается написать работу, которая бы мне понравилась." Не любят, потому что не умеют, их не научили. Не нравится всегда то, что вызывает трудности. И самое ужасное, что в школе не оценивается выражение внутреннего мира молодого человека.

Расскажу одну историю. У меня занималась девушка, которая готовилась к поступлению на филологический факультет ЛГУ им А.С. Пушкина. На наших занятиях она многому научилась: не просто читать текст, а понимать язык художественного произведения, видеть в нем то, что хотел донести до нас автор, вступать в диалог с писателем. Так вот, задают им в школе написать сочинение по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Тема звучала так:" Почему в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" утверждается, что "трусость – самый страшный порок"? Моя ученица "позволила себе" утверждать, что не только Понтий Пилат, но и Мастер подвержен этому пороку, за что и получила "3". За то, что высказала мысль, отличную от общепринятых (програмных) установок, за то, что не струсила, за собственное мнение. Как вам? Помню ее раскрасневшееся от злости и даже ненависти лицо (хорошо не к Булгакову), когда она пересказывала мне в деталях разговор с учителем. Каких трудов мне стоило объяснить ей, что оценка за сочинение не приговор, а субъективный, предвзятый взгляд постороннего человека, что самого Булгакова пугали, ругали, клеймили. Хорошо, что она разумная девушка, открытая, добрая, светлая. Ее не сломала эта ситуация. Мы сумели это пережить и стать сильнее и мудрее.

Литература - предмет, который преподается в школе слабо. Учителя в основной массе - люди уставшие от рутинной отчетной писанины, постоянной нехватки времени и денег, прослужившие в образовании тридцать, сорок, а то и пятьдесят лет. Их иногда невероятно раздражает любое проявление нестандартомыслия.

К сожалению, в современной общеобразовательной школе не учат писать сочинение, да и вообще формулировать мысли в письменной и устной форме. Но самое грустное - не учат думать! И дело не в том, что в программе это не предусмотрено, как раз на развитие речи отведено достаточное количество часов в каждом классе.

Проблема глубже: современные подростки говорят несколько на другом языке, чем их школьные учителя. Они и думают на своем языке! И это не плохо и не хорошо, это данность. Не в коем случае не хочу ругать наше юношество. Они во многом умнее нас, лучше умеют приспосабливаться к стремительно изменяющемуся миру, у них практически отсутствует неуверенность в себе, трусость, лицемерие, они мечтают не о всеобщем благе, а о собственном, и это делает их рациональнее. Они смело высказывают свою точку зрения по всем вопросам, а это, к сожалению, не сильно приветствуется. Задача учителя - развивать способности, а не отвращать от творческого самовыражения.

Когда в школу вернули сочинение (итоговое) в качестве допуска к основному ЕГЭ, стало очевидно, что молодые люди не умеют выражать свои мысли в рамках заданной темы (из пяти предложенных тем нужно выбрать одну). Подготовка превращается в сдирание из интернета шаблонных, под час примитивных, а иногда и вовсе глупых текстов сочинений, якобы написанных специалистами.

Ребята боятся сочинения, потому что не рассматривают его в качестве способа демонстрации глубин своего внутреннего мира. А жаль. Вот чему необходимо научиться. А как? Приходите на мои занятия, я научу!