Собор Пресвятой Богородицы является первой каменной постройкой в Суздале. Храм построен из камня в тринадцатом веке, но верхушка состоит из красного кирпича. Собор по праву числится в реестре ЮНЕСКО. Собор открыт для богослужения, но в другое время вход платный, так как он до сих считается как музей-заповедник. Рекомендации для посещения тут излишни, так как все вопросы об визите в это место сразу улетучиваются, ведь не зря собор признан Всемирным Наследием.
История собора берет начало в двенадцатом веке при правлении Владимира Мономаха. Некоторые историки считают, что сначала храм был построен из плинфы и было это в начале одиннадцатого века, а в 1148 разобран и перестроен из белого камня. Опираясь на информацию, написанную в Лаврентьевской летописи по приказу Юрия Всеволодовича в 1222 году здание было разрушено и построено новое в течение трех лет, которое простояло до пятнадцатого века.
В середине пятнадцатого века, а точнее в 1445 году Суздаль был сожжен казанскими татарами. В результате этого страшного и огненного происшествия вся верхняя часть собора сгорела и обрушилась. В начале шестнадцатого века Суздальский епископ Геннадий сумел получить разрешение на изменение постройки церкви от отца Ивана Грозного – Василия третьего.
Перестройка стен началась и в итоге их довели до аркатурного пояса где были заменены кирпичи. Фрески и росписи в окончательном варианте появились в семнадцатом веке. То есть по сути нижняя часть собора была сделана в тринадцатом веке, верхняя часть в шестнадцатом. Фрески и росписи с тринадцатого по семнадцатые века.
В 1233 году в создании фресок участвовали ростовские и суздальские мастера. Именно в этот год была создана фресковая живопись, которую открыли в 1938 году.
В 1945 году собор потерпел реставрирование. Фасады храма были освобождены от лишних пристроек, был удален темный цементный покров и восстановлена фресковая живопись. На данный момент обитель выглядит так, как в 1530 году. И на самом деле это очень захватывающее зрелище. Вы полностью погружаетесь в ту самую эпоху, когда фрески только рисовались мастерами.
В начале девятнадцатого века архитектура собора продолжала развитие. Построилась предел Христова и паперть. Уже в начале двадцатого века богослужения были запрещены в соборе и возобновились лишь в 90-х. Внутри храма находятся редкие иконы, росписи и церковные предметы, сохранившиеся с древних времен. Собор входит в состав Владимиро-Суздальского заповедника.
Сам храм находится возле реки Каменки в центре земляных валов. На территории собора похоронены сыновья князя Юрия Долгорукова. Главным архитектурным достижением собора являются западные и южные ворота. Они сделаны из дерева в двенадцатом веке обитыми медными листами с красивыми изображениями в позолоте. Западные ворота содержат сцены христологического цикла, в то время как южные – деяния ангелов.