Найти тему
var var

Теория истины.

для того что бы знание полученные познанием были полезны они должны находится с ней в

определенном соответствии. проблема соответствия знаний обьективной реальности известна

в философии как проблема истины.

Вопрос о том что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится

знание к внешнему миру.

не противостоя сознанию практика является его основой и включает в себя сознательную

деятельность.основное что можно вывести из такого критерия истины это взгляд на ее

изменчивость ибо: 1 обьективный мир отражаемый в знании, постоянно изменяется и

развивается. 2 практика на основе которой осуществляется познание, и все задействованые

в ней познавательные средства изменяются и развиваются.3 знания вырастающие на основе

практики и проверяемые ею постоянно изменяются и развиваются.

особую роль играет отношения к таким знаниям когда разрабатывается концепция развития

сфер общества,от которой зависят сами судьбы развития страны,народа.

исследование взаимоотношений таких оценок познания как полезность и и истиность,

бесполезность и ложность, составляет важную задачу теории познания,особенно при

исследовании практической реализации наиболее актуальных видов и форм знания.

особенности научного познания.

наука-высшая форма челвоеческого познания.оказывает все более зримое и существенное

влияние на жизнь не только общества но и отдельного человека,наука выступает как

главная сила экономического и социального развития мира.

вот почему философские видение мира органично включает в себя определнные представления

о том что такое наука,как она устроена, развивается,что она может дать, а что ей

недоступно.

возрастающая роль науки в общественной жизни породила ее особый статус в современной

культуре и новые аспекты взаимодействия с различными слоями общественного сознания.

в этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения

с другими формами познаватеьной деятельности. проблема будучи философской в то же время

имеет большую практическую значимость,осмысление специфики науки является необходимой

предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессам.

необходимо и для построения теории управления самой наукой в условия ускоренного

научнотехнического прогресса посколько выяснение закономерностей научного познания

требует анализа его социаьной обусловленности и его взаимодействия с различными

феноменами духовной и материальной культуры.

при характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных

признаков науки, среди которых главными являются предметность и обьективность

научного знания, выход науки за рамки обыденного опыта и изучение ею обьектов

относительно независимо от сегодняшних возможностей их практического освоения.

остальные необходимые признаки являются производными от этих главных характеристик.

Строение и динамика научого знания.

эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности.

оно не сводится к данным наблюдений.оно предполагает формирование на основе данных

наблюдения знания особого типа- научного факта.

различие эмпирического и теоретического уровней следует осуществлятьс учетем спец.

познательной деятельности на каждом из этих уровней.

основные критерии: 1 характер предмета исследования. 2 тип применяемых средств исслед.

3 особенности метода.

эмирическая зависимость-результат индуктивного обобщения опыта и представляет собой

вероятностно-истинное знание.Теоретический же закон это всегда знание достоверное.

получение такого знания требует особых исследовательских процедур.

известен закон Бойля-Мариотта, описывающий корреляцию между давлением и обьемом газа

PV=const

p-давление v-обьем

он не имел статуса теоретического закона изначально.физики говорят что закон применим

только в случае очень разряженных газов,когда система приблежена к моделе идеального

газа.зависимость открытая Бойлем была вероятностно-истиным знанием.

теоретический же закон PV=const был получен познее,после построения модели идеального

газа.

теперь моэно сказать что предмет эмперического и теоретического познания разный.

философские основая науки наряду с фукнцией обоснования уже добытых знаний выполняют

так же эвристическую функцию.

используемые философские идеи и принципы могут применяться и для обоснования полученных

результатов. но совпадение философской эвристики и фосолофского обоснования не является

обязательным.может случиться что в процессе формирования новых предствалений исследователь

использует одни принципы, а празвитые представления получают другую интрепритацию,

только на этой основе они обретают познание и включаются в культуру.

логика методология и методы научного познания.

сознательная целенаправленная деятельность по формированию и развитию знания

регулируется нормами и правилами, руководствуется определенными методами и приемами.

в системе логико-методологических средст при помощи которых осуществляется анализ

научного познания, можно выделить различные уровни.

теоретическую основу составляет философско-гносеологический уровень анализа науки.

специфика в том что что научное познание рассматривается в качестве эл-та более

широкой системы.

теория познания не просто общая наука о познании,это философское учение о природе познания.

гноселогоия-теоретическое познание различных специальнонаучных форм методического

анализа,тех его уровней где исследования научного познания осуществляется нефилософскими

средствами.

любая форма исследования научного знания потенциально содержит зародыши философской

проблематики.неявно опирается на предпосылки которые при их осознании и превращении

в предмет анализа в конечном счете предполагают определенные философские позиции.

одна из основных задач методологического анализа заключается в выявлении и изучении

методов познавательной деятельности,осуществляемой в науке, в определении возможностей

и пределов применимости каждого из них.

анализ-расчленение целостного предмета на составляющие части с целью всестороннего

изучения.

синтез-соединение ранее выделенных частей предмета и единое целое.

анализ и синтез-наиболее элементарные и простые приемы познания которые лежать в

самом фундаменте человеческого мышления.

моделирование-изучение обьекта путем создания и исследования его копии, замещающей

оригинал с определенных сторон,интересующих познание.

аксиомы-утверждения, доказательство истинности которых не требуется.

все методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии.

конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого обьекта.

задача методологии состоит не только в выявлении и фиксации уже сложившихся приемов

и методов исследовательской деятельности но и в выяснении тенденций их развития.