бытие как центральная категория онтологии
эволюция представлений о бытии.
онтология-знание о сущем, в буквальном смысле перевода.
достоверность знания получаемого умозрительным путем,должна иметь внешний, не
зависимый ни от чего критерий.а этим критерием могло служить лишь само бытие,
выступающее основой всего миропонимания челвоека, это порождало понимание бытия
как такового,которое в античной философии диктовалось необходимостью выявления
устойчивых структур бытия и необходимостью осмысления взаимоотношений между вещью
и мыслью о ней.
Поиски субстанциального начала бытия
из чего все состоит?
взгляды ранних античных философов расходятся.философия слишком слита с воззрением на
природу,понимание природы-с божественным устройством мира.
у Фалеса материальная субстанция сама по себе пассивна, предполагается некая сила
приводящая начало в движение.
в философской литературе взгляды иногда упрощенно трактуются как материалестические
это не совсем верно, первоосновы были метафизическими прообразами.
философия еще во многом связана с поэзией и мифологией,но вместе с тем сама попытка
обьяснения первопричин бытия придает космологии ранней античности ярко выраженную
онтологическую направленность.
в эпоху античности формируется классическое представление о метафизическом характере
философии, в центре стоит онтология как учение о бытие.
Понятие субстанции и исновные варианты субстанциального понимания бытия.
в этом мире мы можем достоверно говорить лишь о том что переживается чувствами
и сознанием, то быть и означает быть воспринимаемым.
предмет есть пока мы его воспринимаем.
человеческое индивидуальное я фактически превращается в единственную порождающую
субстанцию мироздания.
Определение оснований бытия.
Декарт делает вывод что истиным бытием, истиной субстанциальностью обладает лишь Бог
субстанциальный дуализм оказывается относительным и речь по сути дела идеи об основании
бытия бога как первоначала и совершенного существа.
Декарт последовательно осуществляет его,исходя из положений истиных в силу очевидности.
главная проблема дуализма-обьяснение вопроса о взаимодействии и взаимопроникновении
противоположных субстанций.
Мир в монодуалистических учениях предстает как непрерывно эволюционирующее и
развертывающее целое,где нет тождеств и нет разрыва между материальными и духовными
состовяющими,но есть различного рода взаимодействие между ними на различных уровнях
бытия.
Вещь,свойство,отношение.
понятие вещь появляется довольно рано в человеческой культуре, когда человек начинает
отделять себя,свое сознание,от окружающей цействительности.
любая вещь ваимосвязанна с совокупностью других вещей,является эл-ом более крупной
системы.вещь-то что обладает признаками и самостоятельно существует в пространстве.
познание есть по существу раскрытие идеальной истиной сущности
с точки зрения материализма природный мир состоит из материальных вещей.
все вещи в мире хоть и обособленны друг от друга но находятся в постоянном взаимодействии
что проявляется в их свойствах.взаимодействие определяет свойства.
свойства вещи реализуются в процессе определенного взаимодействия ее и других вещей.
связь-взаимообусловленность существования явлений разделенных пространственными или
временными характеристиками.
связи могут быть внутренними-структура предмета,совокупность внутренних связей,
и внешними. внутренняя зависит от внешней.
природные вещи-материальные образования,включенные в относительно устойчивые системы
движения.вещи благодаря такому движению воздействуют друг на друга.
взаимодействие вещей породжает ряд свойств и выявляет относительную самостоятельность.
Фундаментальные свойства бытия.
структурная организация бытия.
соотношение части и целого: принцип системности.
бытие вещей их включенность в природные и культурные образования и прочее с необходимостью
ставило перед онтологической мыслью важные вопросы о соотношении целого и частей.
в философии получие развитие 2 основных направления их решения
1 любой предмет рассматривался как сумма составляющих частей.
2 любой обьект имеет внутренние неотьемлимые качества,остающиеся даже при делении частей.
эти етчения известны как меризм и холизм.
структура-важнейшее свойство обьекта,связывает его элементы в целое и заставляет
элементы функционировать по законам данной системы.
системный подход позволяет дать определенную типологию систем по разактеру связи между
элементами. выделяются следущие виды систем:
1 суммативные-эл-ты достаточно автономны, связь носит случайный,переходящий характер.
иначе говоря свойство системности имеется но выраженно очень слабо.
2 целостные системы-внутренние связи дают такое системное качество которого не
существует ни у одного из входящих в систему эл-ов.
2.1 неорганические-разные варианты соотношения части и целого. целостность определяется
законом сохранения энергии.в них в свою очередь выделяются функциональные и нефункицональные.
2.1.1 функциональные-основаны на принципе сосуществования относительно самостоятельных
частей.
2.2 органические-большая активность целого по отношению к частям.системы способны к
саморазвитию,самовоспроизведению.
часть систем существуют лишь внутри целого,без него перестают функционировать.