история философской мысли в россии-органическая часть всемирной истории философии.
Начало русской философской мысли.
началось все с крещения руси в 988 и принятия культуры Византии.
победа иосифлян над нестяжательской церковной партией соответствовала интересам
централизации москвы, понижала духовную жизнь,в итоге произошел кризис в 17 столетии
и получил название раскола.
подьем русской философии на новый уровень связан с открытием первых высших учебных
заведений,где читались философские курсы.
в 18 веке наступил нвоый этап в истории россии.
Россия начинает испытывать влияние идей просвящения.
появляются новые характеристики отечественной мысли.
Учение Г.С.Сковороды(1722-1794).
его творчество вместило 2 основных типа философской культуры-традиционной и светской.
взгляды Сковороды изложены в форме диалогов,притачах,стихах,баснях.
центральное звено триады-человек как венец творения.этим обьясняется внимание
Сковороды к проблемам добра и зла.
он был философом в подлином смысле этого слово, и проповедовал учение и сам следовал
ему.по завещанию Сковороды на его надгробье выбили"мир ловил меня,но не поймал".
Философские идеи М.В.Ломоносова(1711-1765).
свойства материи-протяженность,сила инерции,форма,непроницаемость,механическое движение.
Ломоносов-основоположник новой науки-физической химии.
в его трудах представлена светская нерелигиозная тратовка философии,отличающейся от
регилии своей предметной областью и методологией.
Улучшить жизнь общества по Ломоносову можно посредством просвящения,совершенствования
нравов и установившихся общественных форм,для россии-самодержавия.
Философия ломоносова тесно связана с его теорией познания.
понятия или идеи- простые и сложные.
суть познания-учитывать разнокачественность идей не перескакивая без разбора от
понятия к понятию.
Влияние Ломоносова на развитие научного и философского знания общепризнано.
Философские взгляды Радищева.
Радищев вводит свое понятие- разумный опыт,который дает сведения о переменах разума.
Человек-центральная категория философии радищева.преймущественно рассматривались
проблемы бытия и сознания,природы и общества.
Русская философия 19 века.
19 век-новый этап в истории русской философии, рахактеризующий ее усложнением,
пявлением ряда философских направлений,связаных и с материализмом и с идеализмом.
Чаадаев-основоположник русской историософии.
Чернышевский-создатель теории перехода россии к социализму.
все мыслители принадлежали к идейным течениям,философским лишь отчасти.
ученые и университеты стояли за автономия,за права совета профессоров на руководство
ходом академической жизни,свободу союзов, обществ,собраний.
отсюда правительственные притеснения,ограничения преподавания философии.
Чаадаев
главное направление его размышлений- философское осмысление истории,не случайно Бердяев
назвал его первым русским философом истории.
историософичность-особенность русской философской мысли восходящая еще к начальному
периоду становления.
предмет истории не просто человек в его развитии,а человек как существо причастное к
Богу и носящее в себе зародыш высшего сознания.
Славянофилы.
учение славянофилов-закономерный этап в развитии философского умонастроения появившегося в 18 веке
в росии.
как независымые мыслители славянофилы не были школьными философами,откуда возникала
проблема инерпритации философских аспектов.
Славянофилы исходили из того что вера есть крайний предел человеческого знания.
среди них существовало разделение труда:
Киреевский-философская проблематика
Хомяков-богословие и философией истории.
Самарин-крестьянский вопрос
Аксаков-проблемы соц-фил хар-ра.
Материализм и социализм.
А.И.Герцен(1812-1870).
-основоположник теории русского социализма.
он формировался как мыслитель примыкавший к западному направлению.
одна из основных его идей-свобода личности.
после поездки в европу координально меняет взгяды.
претенщии социальных наук покончить со злом и безисходностью-несостоятельны.
Герцен-живой посредник меж русской и западноевропейской общественной мыслью и немало
способствовал распространению истиных сведений.
Убежденный противник самодержавия и деспотизма, Герцен выступал против того что бы
видеть лишь отрицательную сторону россии.
Чернышевский(1828-1889).
-философ-материалист.
принцип философского воззрения на человека-выработанная естественными науками идея о
единстве человеческого организма.
диалектика-отправной пунк при основании идеала общинного социализма.
Чернышевский оказал значительное влияние на формирование традиционного миросозерцания
левой интелегенции.
особую известность ему принесла его политическое мученичество-арест по ложному
обвинению,заключение,осуждение на каторгу.
Народничество
идеи Герцена и ченышевского оказали непосредственное влияние на формирование мировоззрения
народничества.
Маркс использовал в последнее десятилетие труды русских идеологов народничества как
важный источник изчения закономерностей развития докапиталистического общества.
народничество прошло путь от разрозненных кружков до сплоченных организаций революционных
разночинцев.
своеобразие соц. познания, по Лаврову и Михайловскому, состоит в том, что общественные
явления изучают ученые,конкретные личности обладающие определенными представлениями о
добре и зле,желательном и нежелательном.
народничество не выработало единой философской системы.
взгляды отражали связь с традициями русской мысли, и принадлежность к 3м
главным направлениям народничества- анархистское,пропагандистское,заговорщическое.
Философские идеи Достоевского(1821-1881).
Достоевский примкнул к просвятительскому направлению русской мысли: становится сторонником
того течения что в последствии сам назвал теоретическим социализмом.
идеи его творчества сильно меняются после каторги.
главное содержание выражено :"возврат к народному корню к узнаванию русской души к
признанию духа народного".так же Достоевский противник буржуазного строя.
главная проблема-проблема человека.
Философия Соловьева и Трубецкого.
тврочество Соловьева делится на 3 периода.
1 славянофильский,интерес к гносеологической проблематике.создаются основные контуры
философской идеи всеедиства.
2 интерес к церковной проблематике,создание утопического проекта соединения
христианских церквей.
3й период-возвращение к проблемам теоретической философии.разработка своей
нравственной философии.
Трубецкой выступал против превращения историко-философского знания в демонстрацию
тех или иных философских понятий или категорий. история философии должна быть живой,
тоесть историей конкретного живого поиска истины с учетом индивидуального своеобразия
философских учений.
оригинальностью отлючается его учение о универсальном,соборном сознании,разработанное
в рез-те творческого осмысления концепции соборности.
по мере расширения кругозора Трубецкой понимает общее значение нравственного добра,
принимает его как заповедь.
Консервативные теории Данилевского и Леонтьева.
в россии вплоть до начала 20 века отсутствовали консервативные политические партии.
Данилевский.
утверждал что теории о существовании 1 цивилизации не верны, наряду с европейскими
есть и другие цивилизации.
основные периоды всякого культурно-исторического типа: 1 этнографический
2 государственный 3 цивилизованный.
самобытные цивилизации не нужно искать,они общеизвестны:
1 египетская, 2 китайская, 3 ассирийско-вавилого-финикийская, 4 индийская,5 иранская
6 еврейская,7 греческая,8 римская,9 новосимитическая,10 германо-романская.
можно пытаться войти в состав иного типа , но не удастся добиться благосостояния и
развития нравов.которые свойственны иному типу, плата а это-отказ от собственных
традиций и ассимиляция.
Леонтьев
философия истории,центральное место в которой занимает формулировка триединого закона
развития, которому одинаково подчинены живые организмы,гос-ва и культуры.
плоходят 3 стадии: 1 первоночальной простоты,2 цветущее обьединение, 3 вторичное
смесительное упрощение
Русская релизиозная философия 20 века.
это время культурного и религиозного возраждения.подьем творчества.
Философия всеединства Франка.
гавный философский ориентир-онтологизм.
в центре философии-проблема осмысления бытия и через бытие осмысление человека.
Франк использует понятие Беме,но на главном месте для него теодицея.
сингуляризм представляет общество как хаотичное нагромождение индивидов преследующих
собственные цели.
по его словам можно взгромоздить буквально вавилоны экономических действий и
развести огромнейшую экономическую активность, но если это не хозяйственно
осмысленная деятельность то в ней нет никакого толку.
Ильин: философия политики.
не будучи принципиальным противником демократии ильин выступал против бездумного
перенесения в россию западных порядков.
Ильин-крупный представител философии права.если от пользования политической свободой
внутреннее самовоспитание людей крепнет то политическая свобода дана вовремя и
может быть закреплена институционализирована.
он был противником всеобщего избиртельнго права.
ильин предпочитает федерацию псевдофедерации. федерация как таковая кроме
центростремительного имеет и обратный,центробежный оттенок
последний имеет смысл не юредически,а политически, касается не конституционной
нормы а практического применения и осуществления.
Философия культуры Федотова(1886-1951).
выдающийся философ и публицист русского послеоктябрьского зарубежья.
в своих трудах Философ раскрывает историческое и национальное своеобразие русской
духовности.
не интелегенция должна возвратить долг народу, а народ вернуть долг интелегенции,
защитить достоинство и творческую свободу.
в последние годы прошли дисскусии о месте совецкой философии.
хотьв совецкий период произошел разрыв с отечественными философскими традициями и
в СССР наблюдался нигилизм по отношению ко многим течениям, все же философия в
нашей стране продолжала существовать и развиваться.
Философия в совецкой и постсовецкой России.
становление совецкой философии.
после откябрьской революции развития философской мысли потерпело кардинальные изменения.
многих представителей сосли из страны.
благоприятные возможности получила материалистическая философия.
Марксистское мировозрение получило широкую гос. поддержку.
еще в 19 веке плеханов выступик как первый теоретик-пропагандист марксизма в россии.
в теории познания он не принял принцип отражения,противопоставил ему теорию иероглифов.
критиковал Ленина за философский субьективизм.
Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически интерпретировать новейшие открытия
физики как некого изчезновения материи,Ленин провел разграничение между философской
категории материи и нефилософским ее пониманием-свойствами в конкретных научных трудах
Ленин выдвинул положение о единстве диалектики,логики и теории познания и необходимости
разработки диалектической логике,эта тематика в последствии стала одной из приоритетых.
Ленин внес оригинальный вклад в разработку вопроса о роли субьективного фактора в истории.
в послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антагонистические и
неантагонистические противоречия,считая что последние останутся и при социализме.
сложилась совецкая версия материализма, марксистско-ленинская философия.
в соответствии с этой версией,предмет,структура,задачи и функции трактовались слишком
решительно
Развернулась идеалогическое наступление партии на немарксистские философские течения.