модель Топорова,связанна с инуитивным пониманием человека единства мира,космоса,
и поисками первичных основ этого мира.
формулирующихся в неявном и метафорическом виде. в условия отсутсвия возможности
конкретного познания целостность восприятия позволяла выдвигать догадки
которые позже становились научнообоснованными.
мир в котором человек и природа неотделимы порождал тотальное представление о мире
как о живом организме.
для данной мадели характерно понимание единства пространственно временных отношений.
вещественно-субстратная модель усматривает единство мира в единстве физико-химич.
субстрата и свойств.
в функциональной модели единство мира обьясняется наличием и функционированием единых
законов.
еще одна модель единства мир становящаяся весьма популярной носит название генетической
мир-целостность,эволюционирующая по единым законам на основе общего исходного субстрата
и во вполне определенном едином направлении.
есть можество классических субстанциальных моделей единства мира.
Движение как атрибут бытия.
апории Зезона:
1 движение не может начаться потому что движущися предмет должен дойти до половины
пути а для этого половину половины и так до бесконечности
2 быстрое не догонит медленное,когда быстрое окажется на точке медленного медленное
отойдет на какое то расстояние.
3 движени невозможно при допущении прерывности простраства.
по Аристотелю движение реализуется внутри 1 сущности и внутри 1 формы в 3 отношениях
качества количества и места. для каждой сущности всегда имеются эти отношения.
движение само по себе противоричиво, включает в себя узменчивость и устойчивость,
прерывности и непрерывности.
что бы познать нечто нужно отрубить реальные процессы которые есть в мире,
что бы познать движение необходимо его остановить.
диалектика,возникнув изначально как понятие обозначающее исскуство вести спор,
рассуждать,диалектика реализуется как особый философский метод,некая культура
рассуждения,основанная на выявлении в предмете его противоречивых сторон и свойств.
Диалектика бытия: принцип развития.
наиболее развернутое изложение диалектики представлено в философии Гегеля.
законы диалектики не существуют в отрыве друг от друга,реализуются как грани единого
процесса развития,давая возможность постигать процесс во всем богатстве содержания.
в результате накопления противоречивых тенденций внутри этого качества возникает
противоречие,требующее преодоления.Развитие предмета осуществяется через отрицание
данного качества,но с сохранением некоторых прежних свойств.
эти различия вовсе не исключают принципиального номологического единства между ними.
диалектический подход к исследованию развития заключается в поиске источника и
движущих сил развития,в обьяснении развития,в выявлении неправильностей развития.
Закон отрицания отрицания.
в процессе развития каждая последующая ступень является с одной стороны отрицанием
предыдущей ступень, с другой отрицание самого этого отрицания,так как на новой ступени
воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойство и качества предыдущей ступени.
он фиксирует очень важную сторону развития-обязательное наличие элементов поступательности
и одновременно цикличности,обратимости и необратимости.
процедура критического целеполагания-важный фактор сознательного и творческого
применения закона отрицания отрицания.
если не знаешь для какого блага отрицаешь настоящее-воздержись от отрицания.
нет высоких идеало способных заменить старые-не торопись их рушить.
переход от количественного к качественному.
в мире существуют различные типы скачков-переходов к новому качеству.
регресивные,прогрессивные,быстрые,постепенные,и т.д. и т.п.
человек долгое время существовал как биологический вид,но на новой качественной
ступени развивается как социально и духовное существо.
сегодня качественные изменения происходят в жизни планетарного человечества перманентно.
в самых разнообразных формах,где возможность скачка в небытие весьма вероятна.
Закон взаимодействия противоположностей.
он выражает саму суть процесса развития.
существуют многочисленные классификации противоречий в бытие и познании.
вненшие и внутренние,формально-логические,диалектические,основные,производственные,
антагонистические и неантогонистические.
ключевые тезисы:
1 под диалектическим противоречием следует понимать взимодействие противоположных
свойств,выступающих источником и движущей силой ее развития.
2 противоречия действуют на всех структурных уровнях бытия, как в его материальных,
так и в духовных измерениях,нигде не существуют в единичном виде.
3 диалектические противоречия разрешаются различными путями,возможна победа,
что никогда не оставляет неизменной ни 1 сторону конфликта.
4 опосредствование противоположностей заключается не только в появлении конкретных 3х
членов, в которых сочетались бы хар-ки обеих противоположных сторон.
важный смысл противоречий,что функцию 3х членов часто выполняет другое противоречие.
Законы диалектики язвяются важной состовляющей мировой и отечественной философской
культуры.диалектиак помогает нам творчески осмысливать противоречия бытия.