18 век не случайно называют эпохой просвящения: научное знание распространяется вширь, в светские
салоны, становится предметом обсуждения.уверенность в мощи разума-пафос Просвящения.
растет связь науки с практикой,ее общественная полезность.
критика обращенная ранее против схоластики теперь обращена против метафизики.
на знамени просветлителей написаны 2 лозунка- наука и прогресс.
просвятители апеллируют не просто к разуму, вежь к разуму обращались и метафизики, а к разуму
научному,опирающемуся на опыт
оптимизм просвящения был обусловлен тем,что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей
буржуазии. именно появление буржуазии обьясняет тот пафос с которым просвятители
воевали против метафизики.
общественно-правовой идеал просвещения.
в работах Локка содержались не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма
подчеркивавшего важнейшую роль восприятий в познании, не только эмперическая теория
он разработал принцип естественного, предложил естественно правовой идеал.
Локку принадлежат три основных права: на жизнь,свободу,собственность.
из англии идеи были перенесены во францию.
человек в этой философии предстает как индивид,с другой же стороны отменяя добуржуазные
формы предлагается юридическа всеобщность,где все индивиды равны.
любая из религий есть не более чем суеверие, в то же время в каждой религии заключена
истина.от Гоббса и до Канта философы заявляют что собранные вместе индивиды могут
весть лишь войну всех против всех.
Случайность и необходимость.
в романе Филдинга, в столкновении случая и разума побеждает разум.
торжество разума над случаем это торжество "человека вообще" над человеком еденичным
немецкие просвятители вывели 2 рода,нравственный закон и право, они необходимости,
и различаются меж собой.
французские материалисты, принимая спинозовскую идею всеобщей необходимости,
критикуют спинозу за то,что у него эта необходимость совпадает с разумностью.
Немецкое просвещение идет под знаком спинозизма и пентеизма.
поддерживают целесообразноразумное начало мира.
просвящение имеет свои особенности в Англии,Франции,Германии,России.
просвятительская трактовка человека.
в полемике с христианским догматом о изначальной греховности французские материалисты
утверждали что человек по природ добр, раз нет дурного в самосохранении то нельзя
осуждать и все чувственные склонности.
в 18 веке вновь возрождатся тенденция в решении проблемы индивидуального и общего.
особенность французского материализма ориентирована на естествознание,на механику.
движение Гольбах сводит к механическому перемещению,отсюда и представления о детерминизме
в природе,понятии закономерности, о сущности человеческого познания, сводящегося к
пассивному отражению внешнего мира.
самокритику просветительского сознания можно найти у Дидро, у Свифта, Руссо,Канта.