Найти в Дзене
var var

специфика средневековой схоластики.

служанка теологии

главная отличительная способность схоластики состоит в том что она сознательно

рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии как ее служанку.

с 11 века в университетах возрос интерес к проблемам логики.

стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому

что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, расчленение

и тончайшее различение понятий установление определений и дефиниций занимавшее

многие умы вырождалось в тяжелые построения.

схоластической диалектике противостояли различные мистические течения получившие

оформление в виде гуманистической светской культуры, и неоплатонической натурфилософии.

отношение к природе в средние века.

в средние века формируется новое мировоззрение на природу. последняя не есть теперь

нечто самостоятельное, как по большей части было в античности.

в средние века природа перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в

античности, основное внимание теперь сосредоточилось на познании бога и души.

ситуация меняется в период позднего средневековья.

если и возникает интерес к природным явлениям то они выступают в качестве символов

указывающих на высшую реальность.

человек-образ и подобие бога.

на вопрос что такое человек средневековые мыслители давали многочисленные ответы

однако было 2 общие предпосылки- библейское определение человека "образ и подобие божьего"

2я как "разумного животного".

средневековые философы ставили примерно такие вопросы: чего в человеке больше,

разумного или животного, какое существенное свойство, а без какого можно обойтись.

что такое разум а что такое жизнь. какие же именно свойства бога составляют сущность

человеческой природы?

что отличает антропологию самых ранних средневековых философов от античной- крайне

двойственная оценка человека. человек не только занимает отныне первое место во всей

природе как царь- в этом смысле человека высоко ставили и некоторые древнегреческие

философы- но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще

становится как бы над нею.

и это основное отличие от античной антропологии, платонизм и аристотелизм не выносят

человека из системы других существ,даже не дают абсолютного первенства.

для средневековых философов между человеком и всей вселенной лежит непроходимая пропасть

человек-пришелец из другого мира, и должен туда вернуться.

именно в рамках христианской традиции сложились представления ставшие затем штампами

человек-царь природы.венец творения и т.п.

человек- не только владыка всего сущего занимающий 1 место во всей природе,но и

грехопадения опустившихся ниже любого скота.

проблема души и тела.

догмат воскресения во плоти. человек-когда исполнятся времена-воскреснет целиком,

в своем телесном облике. душе не может существовать вне тела. догматы боговоплощения

и воскресения во плоти тесно связанны. именно эти догматы легли в основу средневекового

понимания проблемы соотношения души и тела.

Ориген- считал что человек состоит из духа души и тела.

дух не принадлежит самому человеку, он даруется ему богом и всегда устремлен к добру

душа составляет наше собственное я,это начало индивидуальности, свобода воли составляет

важнейшее определение человеческой сущности, именно душа и выбирает меж добра и зла.

душа должна повиноваться духу, а тело душе.

если тело в средневековой философии не есть зло то откуда появляется средневековый

аскетизм?

аскетизм имеет своей целью не отказ от плоти, а воспитание плоти с целью подчинить

ее высшему-духовному началу.