служанка теологии
главная отличительная способность схоластики состоит в том что она сознательно
рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии как ее служанку.
с 11 века в университетах возрос интерес к проблемам логики.
стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому
что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, расчленение
и тончайшее различение понятий установление определений и дефиниций занимавшее
многие умы вырождалось в тяжелые построения.
схоластической диалектике противостояли различные мистические течения получившие
оформление в виде гуманистической светской культуры, и неоплатонической натурфилософии.
отношение к природе в средние века.
в средние века формируется новое мировоззрение на природу. последняя не есть теперь
нечто самостоятельное, как по большей части было в античности.
в средние века природа перестает быть важнейшим предметом познания, как это было в
античности, основное внимание теперь сосредоточилось на познании бога и души.
ситуация меняется в период позднего средневековья.
если и возникает интерес к природным явлениям то они выступают в качестве символов
указывающих на высшую реальность.
человек-образ и подобие бога.
на вопрос что такое человек средневековые мыслители давали многочисленные ответы
однако было 2 общие предпосылки- библейское определение человека "образ и подобие божьего"
2я как "разумного животного".
средневековые философы ставили примерно такие вопросы: чего в человеке больше,
разумного или животного, какое существенное свойство, а без какого можно обойтись.
что такое разум а что такое жизнь. какие же именно свойства бога составляют сущность
человеческой природы?
что отличает антропологию самых ранних средневековых философов от античной- крайне
двойственная оценка человека. человек не только занимает отныне первое место во всей
природе как царь- в этом смысле человека высоко ставили и некоторые древнегреческие
философы- но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще
становится как бы над нею.
и это основное отличие от античной антропологии, платонизм и аристотелизм не выносят
человека из системы других существ,даже не дают абсолютного первенства.
для средневековых философов между человеком и всей вселенной лежит непроходимая пропасть
человек-пришелец из другого мира, и должен туда вернуться.
именно в рамках христианской традиции сложились представления ставшие затем штампами
человек-царь природы.венец творения и т.п.
человек- не только владыка всего сущего занимающий 1 место во всей природе,но и
грехопадения опустившихся ниже любого скота.
проблема души и тела.
догмат воскресения во плоти. человек-когда исполнятся времена-воскреснет целиком,
в своем телесном облике. душе не может существовать вне тела. догматы боговоплощения
и воскресения во плоти тесно связанны. именно эти догматы легли в основу средневекового
понимания проблемы соотношения души и тела.
Ориген- считал что человек состоит из духа души и тела.
дух не принадлежит самому человеку, он даруется ему богом и всегда устремлен к добру
душа составляет наше собственное я,это начало индивидуальности, свобода воли составляет
важнейшее определение человеческой сущности, именно душа и выбирает меж добра и зла.
душа должна повиноваться духу, а тело душе.
если тело в средневековой философии не есть зло то откуда появляется средневековый
аскетизм?
аскетизм имеет своей целью не отказ от плоти, а воспитание плоти с целью подчинить
ее высшему-духовному началу.