Найти тему
Finding Neverland

Им не всё равно!

Роль эстетики детских помещений в воспитательном процессе

Анри-Жюль-Жан Жоффруа «В классе», 1889 (fineartamerica.com)
Анри-Жюль-Жан Жоффруа «В классе», 1889 (fineartamerica.com)

Если среди читающих есть преподаватели или родители и другие родственники детей, посещающих детский сад, начальную школу, художественную студию, центр английского языка и т.д., то наверняка им знакомо это чудовищное, на мой взгляд, явление, как полнейшая безвкусица в оформлении помещений, где приходится заниматься детям. Как художник, не могу пройти мимо этой животрепещущей для меня темы.

1. Итак, идём вразнос: примеры «как не надо»

Начнём с детских садов. Первое, что бросается в глаза – отвратительный, ужаснейший зелёный цвет стен (смотрите галерею):

Иногда встречаются не менее ужасный жёлтый, розовый или голубой, но лидирует как правило зелёный. Всё это достаточно легко объяснить. Все мы слышали о том, что зелёный цвет – самое лучшее решение для интерьера: это естественный цвет окружающей среды (травы, листвы), а потому он приятен для глаз, успокаивает психику. С этим не поспоришь.

Но дело в том, что оттенки, встречающиеся в природе, и пигменты, содержащиеся в красках для стен, ведут себя по-разному! Чтобы получить действительно приятный естественный оттенок, необходимо прибегнуть к процедуре колеровки: это процесс замешивания нескольких (!) простых цветов для получения более сложного, – процесс, который выполняют при помощи компьютерных технологий профессионалы, работающие с краской. Количество каждой составляющей такого цвета высчитывают с точностью до миллиграмма, и в результате на выходе получается сложный благородный тон, способный по-разному «играть» в зависимости от освещения – именно так и происходит с цветом в природе.

Разумеется, всё это очень затратно, как по времени, так и с финансовой точки зрения. Но сложные цвета существуют и в готовом виде: у многих производителей есть очень неплохие палитры красок, уже отколерованных производителем, и я не думаю, что это в корне невыполнимая задача – найти приличную недорогую краску. Просто об этом, похоже, никто не задумывается, и в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с «тухлыми» или, наоборот, «кислотными» оттенками зелёного.

gazetauzao.ru
gazetauzao.ru

И это почти всегда сочетается с плохим освещением. Говоря «плохое освещение» я имею в виду не только недостаточную освещённость (хотя и её тоже: мне приходилось преподавать в студии, где художественный класс для малышей располагался в комнате без окон, а потолки были настолько высокими, что у меня, с моим идеальным зрением, глаза уставали спустя 15 минут после начала занятия, так как слабый свет сверху был очень тусклым), но и о цвете этого освещения.

Жуткая мода на светодиодные лампы привела к тому что мертвящее белое или серо-голубое освещение, которое позиционируется как «близкое к естественному», стало визитной карточкой любого казённого учреждения, будь то детский сад, школа, больница или офис. Все те места, где человек вынужден проводить достаточно долгое время, «благодаря» такому освещению, превращаются в невыносимо скучные, бледные и унылые пространства, откуда хочется поскорее убраться восвояси. Такой свет «съедает» даже самые яркие и сочные цвета, как бы разбавляя их все серой краской, и тут не спасёт даже колеровка. К тому же, эти лампы светят неравномерно: свет дрожит, создавая утомительные для глаз колебания, и это в рабочем состоянии, не говоря уже о том, какая «трясучка» начинается, стоит лампе выйти из строя. Истерически мигающий офисный светильник – ситуация, наверняка знакомая каждому (ссылка на видео – это не реклама, просто пример).

elektrik-a.su
elektrik-a.su

Далее по списку – детская мебель. Чаще всего она прямо-таки изысканно уродлива: почему-то считается, что вещи, предназначенные для ребёнка (эту тему я слегка затронула в прошлой статье), априори должны быть донельзя «детскими», а именно – кричаще яркими и странной формы. Возможно, имеется в виду некая «мультяшность», но в большинстве случаев стилизация выходит весьма неудачной. И ни малейшего намёка на изящество!..

Примеры – в галерее:

Слеплено это убожество обычно из старого доброго ДСП, а на полу лежит унылый рыжий (или какой-нибудь пятнистый) линолеум, так что ни о какой красоте не может быть и речи.

И ведь никому не приходит в голову, что обилие ярких цветов, да ещё и не сочетающихся друг с другом, могут воздействовать на нежную детскую психику далеко не лучшим образом. Напоминаю, что мы имеем дело с самым юным возрастом, в котором дети, посещающие сад или ясли (особенно последние) и без того часто переживают стресс – это и разлука с родителями, и трудности с социализацией в группе, и отсутствие доверительных отношений с воспитателями, и т.д., и т.п.

Всё, что было сказано о стенах, освещении и мебели, в той же степени касается и школ: дешёвая зелёная краска, лампы «прощай, молодость» (т.е. зрение и осанка) и пресловутое ДСП. Разве что цвет мебели школьникам предлагается более «серьёзный» (листайте галерею):

Детские творческие студии тоже далеко не всегда могут похвастаться разнообразием и хорошими условиями для работы (несколько примеров с комментариями – в галерее):

А на фото ниже – детский развивающий центр. Какой же вкус разовьётся у ребёнка в такой обстановке?..

www.kidsreview.ru
www.kidsreview.ru

2. Так что же здесь плохого?

Возможно, кто-то посчитает, что я перегибаю палку, но я готова поспорить с тем, что эстетика окружения не так важна. Вот, например, отрывок из дневников последней русской императрицы Александры Фёдоровны Романовой:

Только один раз даётся детство со всеми его возможностями.
То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро.
Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что сделает их истинными и благородными мужчинами и женщинами.
В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие... Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах.
Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства... Дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей.
Императорская чета с детьми
Императорская чета с детьми

Правда, здесь речь идёт о родном доме, но что мешает организаторам детских учреждений позаботиться о том, чтобы детей окружала красота? Экономия? Но красота – это не вопрос стоимости, красота не равняется роскоши: всегда можно найти что-то достойное по приемлемой цене! Я уверена, что если человек подходит к устройству школы или сада с искренней любовью к детям, к своему делу, для него этот вопрос стоит не на последнем месте.

3. А теперь о хорошем. Классика

Давайте дадим отдых нашим глазам, чтобы они не вытекли от всего того, что мне пришлось описывать выше, и разберём наконец хорошие примеры.

Сперва я хотела бы обратиться к тому, что лично я вижу как образец (сразу оговорюсь: это лишь те принципы, к которым можно стремиться, учитывая при этом реальные возможности конкретных учреждений).

smapse.ru
smapse.ru

Неувядающая классика британские частные школы. В интерьерах хороших учебных заведений строгость соседствует с красотой. Это не взаимоисключающие вещи! Просто красота здесь не вычурная, а очень спокойная, выдержанная. Часто такие школы располагаются на территории какого-нибудь старинного замка или аббатства, поэтому у посетителей создаётся ощущение величия и даже благоговения.

Не думаю, что это так сложно – найти недорогую мебель спокойного, благородного оттенка, простой формы (и необязательно кожаную), ковры без пёстрого рисунка, какие-нибудь ненавязчивые элементы декора. Да, деревянные панели на стенах – это, пожалуй, слишком, (хотя если постараться, можно найти бюджетный вариант из какого-нибудь шпона, но это уже сложнее).

Главное здесь не материалы, а сам принцип: просто, лаконично, но при этом – красиво. Почему бы не обратить внимание на то, как оформляют, скажем, наши библиотеки? Опять же – я не о слепом копировании, а о заимствовании: светлые стены, мебель шоколадного, тёплый жёлтый свет. Ничего лишнего, цветовая гамма максимально спокойная, настраивает на рабочий лад. Ленин в кадре не в счёт :)

Ленинский зал Российской национальной библиотеки (meander-group.ru)
Ленинский зал Российской национальной библиотеки (meander-group.ru)

И сравним с тем, что мы имеем сейчас:

Тот самый жуткий свет, противные рыжие парты и (та-да-дам!) линолеум (www.pressfoto.ru)
Тот самый жуткий свет, противные рыжие парты и (та-да-дам!) линолеум (www.pressfoto.ru)

Кому-то, конечно, классика покажется слишком скучной или даже слишком «взрослой» (хотя по мне у красоты нет возраста). Или слишком оторванной от современности.

Поэтому давайте посмотрим на более модернистские решения.

А для тех, кому интересно, кидаю ссылку на подборку реальных учебных заведений, где снимали сцены в Хогвартсе – она немного не в тему, просто мне очень понравилась. И ещё: неплохие примеры классического детского интерьера я встретила в подборке журнала Salon Interior. Это не реклама, просто искренне делюсь тем, что меня саму зацепило.

4. Более современные варианты


Кстати, в
американских школах (прошу прощения, я вовсе не слепой адепт западного мира, просто в области дизайна в моей любимой, без сарказма, родной стране почему-то всё не так здорово, как хотелось бы) принято украшать классы тематически. То есть, грубо говоря, если это класс математики – то цифры, если географии – то карты, изображения экзотических животных и т.д. Но не в виде схем и таблиц из учебника, нет. Это очень творческий подход к материалу. Может, и не самый блестящий пример того, как можно преобразить невзрачное пространство, но достаточно неплохой.

В галерее – кадры из фильмов «Тайный знак» (сам по себе он довольно странный, мне не понравился, но с эстетической точки зрения очень даже) и «Перед классом» (а вот этот, про учителя с синдромом Туретта, рекомендую всеми пятью ногами):

Но это уже детали.

А в целом, если говорить о современных интерьерных решениях, то и здесь более всего уместны будут простота и чистота. Листайте галерею:

Безусловно, это всё авторские разработки, выполненные на заказ за большие деньги. Но ведь эти картинки находятся в свободном доступе, и можно создать что-то похожее в рамках имеющихся средств.

Ну, наконец, на «десерт»:

5. Сказочные локации


Если очень хочется создать
особую детскую зону со своей атмосферой, совсем необязательно красить всё вокруг в самые немыслимые цвета и клеить на стены изображения персонажей «Маши и медведя», «Щенячьего патруля» и других популярных мультсериалов. И сажать посреди комнаты настоящее чудо-дерево со златой цепью тоже не стоит. На сказку достаточно лишь намекнуть при помощи грамотно подобранных деталей – цветовой гаммы, таинственного освещения, стилизованных декоративных элементов. Можно даже ограничиться каким-то небольшим тематическим уголком, если по каким-то причинам невозможно выполнить всё помещение в одном ключе (важно при этом всё-таки выдержать общий тон, чтобы основное не спорило с дополнительным).

Смотрите галерею:

На этих фотографиях использованы примеры жилых интерьеров – детских спален, гостиных. Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы оформить публичное пространство, руководствуясь теми же принципами.

В связи с этим могу ещё добавить напоследок: атмосферу сказки можно воссоздать не только за счёт прямого и/или косвенного «цитирования», но и с помощью ассоциативной логики. Что если попробовать изобразить в интерьере школы или сада уютную домашнюю комнату – такую, в которой легко представить себе бабушку, которая читает детям книгу вслух, поит их чаем с пирогами? По-моему, идея просто отличная:

В общем, стоит проявить фантазию, и можно изменить очень многое. Главное – захотеть.

Большое спасибо всем, кто также неравнодушен к этому вопросу!

Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland

О том, на каких книгах воспитывались дети в дореволюционной России, читайте в этой статье.
А о значении детской книги в СССР 20-х годов здесь.
Об осознанности отношения к детям и детству тут.
Мешает ли мамин инстаграм развитию ребёнка? Разбираемся!