Найти в Дзене
Мотохрюн

Японец или Китаец?

К написанию этой статьи подвигло очередное сваливание комментариев под статьёй о китайском эндурике к рассуждениям на тему "за такие деньги лучше некрояпонца купить!".

К написанию этой статьи подвигло очередное сваливание комментариев под статьёй о китайском эндурике к рассуждениям на тему "за такие деньги лучше некрояпонца купить!". Вообще, это общее место: под любой статьёй о китайском мотоцикле, появляется стая свидетелей секты "лучше япа мота нет!", агрессивно навязывающая всем вокруг мысль о том, что абсолютно все китайские мотоциклы - суть полное дерьмо, не стоящее своих денег от слова совсем. Более того, в массы постоянно несётся тезис, что за цену нового китайского мотоцикла лучше взять 10-20 летнего японца и в ус не дуть.

Что же, давайте попробуем разобраться в том, насколько оправдан такой подход и стоит ли начинающему эндуристу прислушиваться к советам приобрести некрояпонца вместо нового китайца . Причём ситуацию рассмотрим непосредственно на опыте автора.

Повторяю: в данной статье, в качестве альтернативы, рассматриваются именно мотоциклы класса "Эндуро". Дорожные мотоциклы рассматривать не будем потому, что:

  • Опыт в области дорожных мотоциклов у меня невелик;
  • Ассортимент дорожных мотоциклов у китайских производителей весьма скуден и, в основном, ограничивается малокубатурными моделями;
  • Специфика эксплуатации дорожных мотоциклов такова, что ресурса "японского качества" вполне может быть достаточно ещё на какое-то существенное время беспроблемной эксплуатации мотоцикла.

Люди склонны приобретать японские мотоциклы с пробегом потому, что объективно, мотоциклы японского производства качественнее и технологичнее, чем китайские. Разница эта достигает просто космических масштабов, если в качестве альтернативы рассматривать китайские мотоциклы нижнего ценового диапазона. Гнущиеся и лопающиеся рамы, пластилиновые метизы, хрупкий пластик - это неотъемлемые атрибуты китайских мотоциклов низкого ценового диапазона. Доходит до того, что на рынке представлены модели, у которых есть кик-стартер, но пользоваться им невозможно из-за того, что он упирается в подножку! И это всё на фоне комплектации мотоцикла стальными гнущимися дисками, стальным маятником, слабой короткоходной подвеской, вибронагруженным маломощным двигателем, ущербной электропроводкой и т.д.

Необходимо отметить, что Китайский мотопром не стоит на месте и за прошедшие годы его продукция серьёзно продвинулась. В среднем, и высшем ценовом диапазоне, появляются вполне крутильные и надёжные двигатели, адекватные рамы, алюминиевые ступицы и диски колёс, мягкий пластик и энергоёмкие регулируемые подвески. Но! Даже во вполне себе высшем ценовом диапазоне китайцев, часто используются пластилиновые метизы и представлены модели, у которых, к примеру, для того, чтобы снять клапанную крышку (для регулировки зазора клапанов), необходимо снять с мотоцикла двигатель! Т.е., налицо хроническая непродуманность и дефицит качества. Связано это, по всей видимости, со спецификой организации китайского мотопрома, где нет ничего подобного японской четвёрке (Honda, Suzuki, Yamaha, Kawasaki).

Всё это приводит к тому, что приобретение нового китайского мотоцикла рассматривается, как сомнительный выбор.

Если говорить о выборе между Китаем и Японией для использования в спорте, то тут, на сегодняшний день, никаких вопросов быть не может - однозначно Япония (или Европа)! Японский хард-эндурик, по всем техническим параметрам превзойдёт китайский аналог, плюс, он заметно надёжнее и качественнее изготовлен. Что, впрочем, не отменяет того факта, что на последних соревнованиях по эндуро, всё чаще и чаще на подиум заезжают спортсмены на китайской технике. Понятно, что в первую очередь тут работает мастерство конкретного спортсмена, но и мотики китайские явно сильно подтянулись.

А вот для любителей, особенно для начинающих эндуристов, на мой взгляд, всё далеко не столь однозначно. Ценник новых японских эндур, начинается с отметки около 0,5 миллиона рублей, а в основном это 700 и более тысяч рублей. За эти деньги, между прочим, можно купить новый полноценный автомобиль, даже полноприводный. Учитывая, что эндурик не является вещью первой необходимости, а скорее игрушкой, для подавляющего большинства потенциальных покупателей это совершенно неприемлемая цена. Думаю не ошибусь, если скажу, что для 90% действующих и потенциальных эндуристов, верхняя граница бюджета на мотоцикл находится в пределах 300 тысяч рублей. Особенно это касается начинающих, поскольку выкидывать 700 и более тысяч на приобретение игрушки, которая не факт, что затянет - весьма странный способ использования ресурсов.

Вот и получается, что для большинства любителей,выбор выглядит так: либо новый китаец, либо "некрояпонец". Тут и начинаются холивары.

Специфика эксплуатации мотоциклов класса эндуро такова, что двигатель работает в рваном режиме, часто в режиме близком к перегреву (низкая скорость+высокие обороты), мотоцикл постоянно испытывает повышенные нагрузки, прыгает, падает (а падения в эндуро - норма жизни), узлы работают в агрессивном окружении (вода, грязь, песок, снег, ледяная крошка). В результате, за один год эксплуатации, эндурик сталкивается с таким количеством негативных факторов, с которым дорожный мотоцикл не встретится за всю свою жизнь. Поэтому любой эндурик старше 5 лет - это очень уставший по меркам дорожников мотоцикл.

В мотосфере (да и не только в мото), однако, есть такой занятный миф, внедрённый, видимо, продавцами б/ушной техники, что в Японии мотоциклы эксплуатируют невероятно нежно, по говнам на них не ездят и вообще таковых в Стране Восходящего Солнца нет! В общем, покупают эндурики чуть ли не пенсионеры для поездок в соседнюю лавку за плошкой риса.

Это, конечно, не так. Никто в здравом уме не будет покупать эндурик для ежедневных поездок по хорошим дорогам. Для того есть ряд причин:

  1. Это дорого! За цену эндурика, можно взять более кубатурный дорожный мотоцикл.
  2. Это неудобно! Дорожный мотоцикл гораздо комфортнее для езды по асфальтированным дорогам, поскольку у него и сцепление с дорогой лучше, и центр тяжести ниже, и сиденье у него удобнее, и сидишь на нём, не как на заборе, и т.д.
  3. Это небезопасно! Грязевая резина имеет малое пятно контакта с асфальтом, шашки подминаются, длинноходная подвеска раскачивается с большой амплитудой. Из-за всего этого, информативность и чёткость управления эндуриком на асфальте гораздо хуже, чем у дорожника. Плюс ко всему, тормозной путь у эндурика на асфальте очень большой, причём из-за отсутствия информативности - малопредсказуемый.
  4. Это не понтово! Понятно, что не для всех этот пункт важен, но факт в том, что большинство населения с гораздо большим восхищением смотрит на дорожники, чем на эндурики. Плюс девчонки, в подавляющем большинстве, не любят грязные моты :) Если тебе мот нужен для того, чтобы цеплять тёлочек, для повышения ЧСВ и прочих понтов, то эндуро - не твой выбор на 100%.

Так что, покупая 10-летний японский эндурик, вы гарантировано приобретаете уставший мот, вне зависимости от того, есть у него пробег по РФ или нет. И даже, если он отлично заводится, едет, скачет и т.д., он в любом случае остаётся котом в мешке и рано или поздно вы вынуждены будете столкнуться с серьёзным ремонтом. Плюс в том, что японские производители - ребята серьёзные и на любую модель есть каталог запчастей, по которому вы сможете заказать любую фирменную, а значит гарантированно качественную (этого у японцев не отнять!) деталь. Однако минус в том, что стоить эта деталь будет гораздо дороже, чем ваше представление об адекватности, плюс на ближайшем складе она скорее всего будет отсутствовать, из-за чего простой ремонт может растянуться на несколько месяцев.

Ради иллюстрации, приведу собственный опыт в эндуро:

Мой первый эндурик:

SUZUKI Djebel 250 XC 2001 г.в.

Мой первенец
Мой первенец

Приобрёл его в 2015 году за 160 тыс. руб. с пробегом на приборке 17182 км (реальный пробег бывшим владельцем оценивался в 40 тыс. км).

После приобретения проездил год, постоянно устраняя мелкие косяки, борясь с течами и высаживанием аккумулятора. Поменял генератор. На одной из покатушек мот умер, после чего год стоял в ожидании внимания, ремонта и деталей. После капитального ремонта головки цилиндра с заменой клапанов, пружин, направляющих, реставрацией сёдел клапанов, заменой поршневых колец и цепи ГРМ - снова поехал. Год катался, по ходу заменив часть сальников двигателя, сальники ступиц, реле-регулятор и ещё по мелочи. Весной 2019 года продал.

Мой второй эндурик:

SUZUKI DR650SE 2004 г.в.

-3

Приобрёл весной 2019 года за 220 тыс. руб. с пробегом на спидометре 10670 км (реальный пробег опять бывшим владельцем оценивался в 40 тыс. км. :)).

Проездил год, вложив по мелочи около 10 тыс. руб., плюс поменял заднюю пружину на более жёсткую RaceTech, что обошлось в 12,5 тыс. руб. В этом году планировали с другом поездку в Крым с мотоциклами (в прицепе), дабы поэндурить несколько дней в горах. За неделю до поездки, на повороте, у меня в двигателе раздался громкий БА-БАХ, потом звук протяжки железной цепи по железу, ещё раз БА-БАХ и двигатель заглох, заблокировав колесо... Вскрытие показало, что разрушилась шестерня 3 передачи, после чего её обломки разнесли вилки переключения передач, вырвали с мясом посадочное место вала переключения передач, повредили валы КПП, коленвал с балансирвалом, отломили юбку поршня и откололи кусок цилиндра! Короче, кроме головки, генератора, стартера и сцепления, всё содержимое двигателя под замену, включая картер! По запчастям (б/ушным!), ремонт обойдётся в 60 тыс. рублей + стоимость работ. Контрактный движок с пробегом 24000 км, без учёта доставки из Владика, обойдётся в 105 тыс. рублей.

Ради интереса привожу стоимость новых двигателей Zongshen, которые сейчас ставят на все китайские мотики среднего и высшего ценового диапазона:

ZS 172FMM (250 см3 воздушка) - 40 тыс. руб.

ZS 177MM (250 см3 водянка) - 51-80 тыс. руб.

ZS 194MQ (450 см3 водянка) - 100 тыс. руб.

Ещё раз: это цена НОВЫХ китайских движков, давно зарекомендовавших себя, как надёжные агрегаты!

Занятно, что по словам людей имеющих отношение к мототехнике, поломка шестерни 3 передачи двигателя DR650SE - очень часто встречающаяся причина "Сталинграда" в этих двигателях. Причём статистика поломок имеет очень большой диапазон пробегов от 140 тыс. км до всего 10 тыс. км у мотоцикла 2016 г.в.! Вот тебе и пресловутая японская надёжность...

Такой у меня опыт владения "некрояпонцами". В то время, как мои кореша, все эти годы катают на своих китайчиках, чинят их по мелочи (ни один, ни разу не попал на сопоставимые со мной суммы) и дальше получают удовольствие от покорения пампасов родной страны.

Приобретя нового китайца среднего и высшего ценового диапазона, вы получаете хорошую раму, достаточно надёжный Зонгшеновский мотор, хорошие диски*, ступицы* и подвеску* (звёздочкой обозначены позиции зависящие от конкретной комплектации). И всё это новое, гарантированно никем и никак не битое/гретое/затёртое и т.д. Запчасти при этом, в настоящее время, есть в наличии на куче складов и стоят они заметно дешевле японских. А стоимость и скорость доставки запов, для эндурика, имеет очень большое значение.

В общем, для себя я решил, что следующий мой мотоцикл обязательно будет новым. Новым и только новым! Если к тому моменту я буду зарабатывать несколько миллионов в год, то наверное мотоцикл будет японским или европейским, но на текущий момент - он будет китайским. Да, китайским, но НОВЫМ! Возьму что-то типа 300 PRO или 450 PRO в упаковке, с бодрым движком, энергоёмкой фастэйсовской подвеской, фрезерованными ступицами и алюминиевыми двуслойными дисками. Привезу к себе в гараж, соберу собственными руками с полной инспекцией всех узлов, агрегатов и адекватности прокладки тросов и кабелей, протяну, а где понадобится и заменю крепёж. И буду кататься в своё удовольствие на НОВОМ мотоцикле.

Никому не пытаюсь навязать своё мнение. Понятно, что мой опыт далеко не всеобъемлющ и является частным случаем. Но, личный опыт и доступная мне информация, заставляет меня серьёзно сомневаться в том, что приобретение "некрояпонца" для любителя, особенно новичка, является предпочтительным вариантом вхождения в увлекательный мир эндуро.