На самом деле пока есть. Но именно “пока”. И это — не надолго.
Звучит странно. Мы помним еще ту эпоху, когда семейные фотографии складывали в альбом, в несколько альбомов. Эти пухлые тома могли годами пылиться в самых труднодоступных местах жилища — там и место. Но зачастую визит к родителям обязательно содержал в программе развлечений и просмотр семейного фотоархива — там наши детские фото — вот я делаю первый шаг, а вот я пошел в школу, а вот уже и выпускной… почему эта фотка попала в альбом к предкам… почему не у меня? Впрочем, ладно — вот у меня в Инстаграме…
Вот именно! — в Инстаграме!
Все наши актуальные и часто просматриваемые фотографии находятся в соцсетях. Но там не перелистнуть вот так просто несколько лет назад. И многого уже не найти, не докопаться. Раньше еще можно было. А теперь разработчики при переходе на новый дизайн, как сговорившись, игнорируют опцию календаря. Нет теперь такой фичи. А почему? для кого тогда эти фотки из прошлой жизни?
Действительно. Они занимают гигабайты на накопителях наших ноутбуков, и мы редко обращаемся к этим архивам. А что-то и вовсе предпочитает хранить старье в облаке, подчас забывая, в каком именно.
Когда закрывалась социальная сеть Google+, разработчики предложили скачать накопившиеся посты — тексты, фоточки. Почти никто не стал. Понятно, что у многих пользователей лог потока сознания и котиков писался одновременно в несколько соцсетей. И резервная копия уже была. Но я уверен, большинству и на то было плевать. Люди живут сегодняшним днем. И это правильно.
Вместе с закрытием G+, Google в среде разработки своих продуктов выкатил на некоторое время демо другой соцсети. Там был лимит в месяц. Всё, что было опубликовано ранее 30 дней в прошлое, автоматически стиралось. Не появлялось даже соблазна крутить ленту вглубь.
Понятно, что речь шла о демо продукте. Но ведь мы видим, что это нашло применение — Stories живут ограниченное время, и в большинстве случаев пропадают, как и не было их. Но, свою функцию — произвести впечатление — они выполняют прекрасно. А что еще нам надо?
Раньше нам надо было сохранять подтверждения о событиях в жизни и достижениях для того, чтобы нам верили другие люди. Потому что без этого мы и сами порой считали себя самозванцами.
— А чем ты докажешь, что учился в школе?
— Вот мой диплом о среднем образовании…
Диплом есть, а знаний тех и навыков уже может и не быть. Кто через 10 лет после окончания школы может решить квадратное уравнение, доказать теорему Пифагора, написать пару-тройку химических формул из органики — тот же самый спирт, или хотя бы вспомнить, кто там кого разбудил — Герцен Чернышевского или Карл Маркс Фридриха Энгельса? — Только тот, кто продолжил заниматься чем-то из этого. Остальным незачем хранить в памяти то, что не требуется, и скорее всего никогда не потребуется. И мозг — на подсознательном уровне — стирает эти данные.
Сознательно мы противимся этому. Потому и собираем старье, фотки из прошлого… “Этот топор мне достался от прадеда, а этот комод — от бабушки — Какие вещи раньше делали! Качественные! На века!”
Да только зачем нам бабкин комод, когда космические станции одна за одной стартуют к Марсу?
С каждым годом все меньшее значение имеют разного рода бумажные документы — рудименты эпохи недоверия. Мы носились с этими дипломами, аттестатами, свидетельствами о рождении в каждую инстанцию, где без соответствующей бумажки нас не посчитали бы за людей, имеющих хоть какую-то ценности и права.
Но уже сейчас почти все оцифровано, и хранится где-то в облаке. Даже если облако рухнет с полной потерей данных, это будут уже не наши проблемы, а всего лишь знак к тому, что часть нашего прошлого благополучно оторвалась, словно у ящерицы хвост. И мы, конечно можем отрастить новый — со временем, но надо ли? Ведь без всего этого так легко!
— А как же подтверждать свои компетенции, при устройстве на работу? — спросите Вы.
Никак. Мы вступаем эпоху… да вступили уже, в которой тестирование более точно определяет, на что ты годен. Раньше это называлось собеседованием. Но теперь практически все получают тестовое задание и испытательный срок. И как говорил капитан Джек Воробей:
— Важно лишь одно — чего человек может, и чего он не может.
И никакие бумаги из прошлого не в состоянии это изменить. Делать что-либо предстоит здесь и сейчас. И верифицировать свои способности — тоже. Так зачем весь этот ворох документов? — только затем, что мы еще немного боимся и страхуемся на всякий случай — по старой памяти.
Но память наша каждый день получает информации существенно больше, чем получала в предыдущий день. И от всего старого в памяти как-то надо избавляться. В противном случае будет затруднительно пользоваться новым. Оперативки же в мозгу не прибавляется. А поток только растёт.
Поэтому нас ждет расставание со всем, что не слишком необходимо сегодня и совершенно точно не потребуется завтра.
Соцсети перейдут на ограниченное время хранения ваших котиков, селфи, фотоотчетов о путешествиях и рецептов еды. Узнав об этом, не спешите перепрятывать всё это куда-то. Вы жили прекрасно без всего, что постили год назад. Проживете и дальше.
Но если вы примете, как неизбежное явление, ограничение срока хранения всех данных, кроме самых актуальных, сокращение срока действия авторских прав для всех произведений искусства (или просто медиа-контента), снижение срока давности по кредитам, уголовным и административным правонарушениям, вы скорее окажетесь в будущем, и оно будет светлым.
Научитесь прощать обиды и забывать все — и дурное, и хорошее, ведь все относительно, а на место одного хорошего в ячейки впечатлений жизни может прийти во сто крат лучшее — если там будет для него место.
Не пересматривайте часто старые фотографии. Старой музыке предпочтите новую, не слушайте тех, кто утверждает, что современные плееры и смартфоны звучат хуже пластинок и катушечных магнитофонов — это все подпитанные ностальгическими чувствами субъективные мнения. Поучайте жилье в новостройках. В путешествия отправляйтесь не туда, где вам было хорошо, а где вас еще не было.
И не заботьтесь о прошлом. Его уже нет. Все, что там было важного для будущего, это все есть в вас. Не берите с собой избыточный багаж. путешествуйте по времени налегке.