В 1801 году при заключении мирного договора с неаполитанским двором Наполеон настоятельно потребовал уступить Франции два острова. В ноте его рукой написано: «Нам нужны остров Эльба в Средиземном море и остров Святой Елены в океане». По иронии судьбы острова, которые Наполеон так хотел получить, стали впоследствии его тюрьмами. Роковое для Бонапарта время настало, когда вся Европы обрушилась на Францию и принудила его отказаться от императорской короны. Наполеон Бонапарт властвовал над половиной Европы, но по решению стран-победительниц был объявлен императором крошечного острова Эльба, где ему надлежало жить безвыездно. 27 февраля 1815 года Наполеон и тысяча солдат, бежавших вместе с ним с острова Эльба, вступили на французский берег. В последние дни зимы на юге Франции уже по-весеннему тепло, начинает зеленеть трава и распускаются первоцветы. Кто-то из стариков-ветеранов преподнес своему бывшему командиру букет фиалок. «Наполеон — отец фиалки!» — закричали французы. Мужчины вдевали букетик фиалок в петлицы, а женщины украшали ими платья и шляпки. Дома утопали в живых фиолетовых гирляндах. Скромная фиалка стала символом приверженцев Наполеона, мечтавших о возрождении империи. Этот неприметный цветок сыграл в жизни императора свою маленькую, но очень важную роль. История побед и поражений Наполеона пропитана запахом крови и дымом сожженных городов, а его любовный роман благоухает нежным ароматом весенней фиалки.
«В НЕБЕСАХ ПРОСНЕШЬСЯ КОРОЛЕМ!»
В 1910 году Марина Цветаева на карманные деньги, полученные от родителей, издала тиражом 500 экземпляров свою первую книгу стихов «Вечерний альбом». Ей было тогда восемнадцать лет, и стихи были написаны «взамен любовного признания человеку, с которым иначе объясниться я не могла». Семнадцатое стихотворения раздела «Детство» посвящено Людовику XVII, несчастному мальчику, которому выпала тяжкая участь родиться королем Франции:
Отцам из роз венец, тебе из терний,
Отцам — вино, тебе — пустой графин.
За их грехи ты жертвой пал вечерней,
О, на заре замученный дофин!
По приговору Революционного трибунала родители дофина, король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта были обезглавлены на гильотине. Наследника престола, которому исполнилось восемь лет, заключили в парижскую тюрьму Тампль. Большинство европейских королевских домов и правительство США признали мальчика Луи-Шарля законным королем Франции, но у членов революционного Конвента было другое мнение. Дофину решили дать революционное воспитание. Мальчика заставили отречься от родителей и поселили с ним в тюрьме сапожника Симона с женой. Приемные родители должны были научить изнеженного потомка королей сапожному мастерству и привить ему любовь к идеалам революции. И тому, и другому Симон учил дофина с помощью ремня и кулаков, он часто кричал, что дофина казнят на гильотине, как и его родителей, доводя ребенка до обмороков. Мальчик, долгое время не видевший солнечного света, стал харкать кровью, почти перестал разговаривать и очень ослаб. Его никто не навещал.
9 марта 1795 года поздно вечером у ворот тюрьмы Тампль появилась молодая красивая дама. Она попросила привратника передать маленькому узнику небольшой подарок, горшочек роскошно цветущих фиалок. Дама сказала, что хочет порадовать ребенка, который, как ей известно, очень любит эти цветы. Несколько монеток смягчили сердце стражника, и он отдал мальчику горшочек с цветами. Это была единственная весточка с воли, полученная ребенком за два года заключения. Вечерами, когда никто не обращал на него внимания, маленький король что-то шептал своим цветам, гладил рукой их нежные лепестки и вдыхал тончайший сладкий аромат. Ровно через месяц после визита таинственной дамы король Франции Людовик XVII скончался. Чтобы могила дофина не стала местом поклонения приверженцев королевской власти, мальчика похоронили тайно в укромном уголке кладбища Святой Маргариты. Какая-то добрая душа посадила на могилке его любимые фиалки, и каждой весной они покрывали вечное ложе короля, который никогда не правил, цветущим ковром...
«КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА НРАВИТСЯ ГЛАЗАМ, А ДОБРАЯ — СЕРДЦУ»
Добрая женщина, принесшая маленькому узнику фиалки, прекрасно знала, что такое тюремное заключение и жизнь в ожидании казни. Гильотина, или «мебель революции», как ее называли парижане, уравняла все сословия. Раньше только аристократы и богатые люди имели право умереть на плахе почетным образом через отсечение головы мечом или топором. С началом революции гильотина стала доступна каждому. 23 июня 1794 года был обезглавлен враг народа виконт Александр Богарне. Несмотря на свое дворянское происхождение, он перешел на сторону восставшего народа, был избран президентом Национального собрания, командовал армией Французской республики, но не избежал гильотины. По воле случая он был казнен в день рождения своей жены Жозефины. Вскоре после казни мужа виконтесса Жозефина де Богарне была арестована и заключена в тюрьму. Однако молодая женщина и за мрачными тюремными стенами нашла то, что привлекало ее больше всего на свете, — любовь и фиалки. Женские и мужские камеры не были изолированы, и один из заключенных генерал Луи Гош стал ее любовником, а фиалки ей подарила дочь тюремщика. У супругов Богарнэ было двое детей, и Жозефина, скучая по Евгению и Гортензии, любила поболтать с маленькой дочерью стражника. Неожиданно полученный букетик цветов вселил в Жозефину надежду, что хлопоты ее высокопоставленных поклонников увенчаются успехом, и действительно, на другой день после получения фиалок ее освободили. Цветы, глядящие на мир добрыми фиолетовыми глазками, стали для Жозефины олицетворением свободы и успеха.
Существует множество легенд о том, как познакомились Наполеон и Жозефина, но есть и не романтичная правда: после выхода из тюрьмы мадам Богарне стала любовницей одного из самых влиятельных деятелей революции Поля Барраса, и это он, пресытившись любовницей, подыскал ей нового поклонника — молодого генерала Наполеона. Но разве имеет значение имя человека, который представил их друг другу? В завязке любовного романа Жозефины и Наполеона главными действующими лицами стали фиалки и Париж. Наполеон был уверен, что «женщины здесь прекраснее, чем где-либо, и играют огромную роль. Женщине надо шесть месяцев Парижа, чтобы познать, чем ей обязаны и какова ее власть». Мари Роз Жозефа Таше де ла Пажери родилась на острове Мартиника, в шестнадцать лет она вышла замуж за виконта Александра Богарне и приехала в столицу Франции в 1781 году, следовательно, провела в Париже не шесть месяцев, а пятнадцать лет. Мадам Богарне не потратила эти годы впустую, она сделала все возможное, чтобы из неловкой провинциалки превратиться в очаровательную женщину — элегантную, привлекательную и приветливую.
Природа не слишком расщедрилась, одаривая Жозефину красотой, но один бесценный дар она все же получила — у нее был уникальный голос. Мелодичность ее речи была столь чарующа, что даже слуги, услышав голос своей хозяйки, застывали как завороженные. Пустая светская болтовня в исполнении Жозефины казалась милой и осмысленной. На балах мадам Богарне внимательно следила за повадками светских львиц, за тем, как они здороваются, кланяются, флиртуют. Жозефина постигла секреты трепещущих движений ноздрями, страстных взглядов из-под опущенных ресниц и других боевых приемов, против которых мужчины бессильны. Она купила несколько зеркал и часами дефилировала перед ними, оттачивая грациозность и томную медлительность каждого движения, училась плавно скользить по паркету мелкими шажками, от которых подол платья так возбуждающе охватывал ноги. Ценой длительных упражнений она добилась, чтобы ее тонкий стан изгибался как стебелек цветка от легкого дуновения ветра. Женственность и грациозность превратились в грозное оружие, которое покорило Наполеона: «Жозефина была олицетворением грации. Все, что она делала, отличалось особенным изяществом и изысканным вкусом. Я никогда не видел, чтобы она поступала неэлегантно в течение всего времени, что мы жили вместе. Даже спать она ложилась изящно».
Жозефина стала настоящей парижанкой, умеющей подчеркнуть свои достоинства и скрывать недостатки. У нее были не слишком густые волосы, и, впервые ожидая Наполеона, она приказала парикмахерам украсить прическу букетиками фиалок. Она растратила все деньги, которые имела, у нее было только шестнадцать платьев и шесть нижних юбок. Для женщины ее положения это вопиющая бедность. Драгоценности были заложены и перезаложены, но мадам Богарне приколола скромный букетик фиалок к корсажу своего платья, и они засияли, как аметисты. Правда, бывают недостатки, которые никакими цветами не прикроешь. У Жозефины были очень плохие зубы, но она научилась улыбаться, чуть растянув губы, и это придавало ее лицу особую прелесть. Первый визит Наполеона был недолгим. Когда они прощались, Жозефина наклонилась, и букетик фиалок, приколотый к груди, упал. Наполеон поднял его, поцеловал и унес с собой.
«ЭТО СУДЬБА»
Уже через две недели после первого свидания молодой генерал смог увидеть, как изящно мадам Богарне ложится в постель. Спальня благоухала фиалками, огромные букеты в вазах были расставлены повсюду: это помогало скрыть недостатки обшарпанной мебели. Мопс Фортунэ, с которым Жозефина никогда не расставалась, укусил Наполеона за лодыжку. Ревнивая собачонка стала его первым соперником в борьбе за женское сердце. Любовники расстались утром. Наполеон был не в силах справиться с нахлынувшими чувствами и послал обожаемой женщине письмо: «Твой пленительный образ и воспоминания о вчерашнем вечере не покидают меня. Милая, несравненная Жозефина, что вы со мной делаете? Вы сердитесь? Вы грустны? Взволнованны? Моя душа истомилась от горя, ваш друг не ведает покоя. Но еще мучительнее, когда, вверяясь охватившему меня чувству, я пью с ваших губ, из вашего сердца обжигающий меня пламень. Ах! Лишь этой ночью я окончательно понял, что вы и ваш облик — не одно и то же. Прими от меня миллион поцелуев, но не отвечай на них, ибо они воспламеняют мою кровь».
Только накануне свадьбы Наполеон узнал, что у его возлюбленной нет никакого имущества и она старше его на шесть лет. Ни одной женщине не хочется стареть, даже если она выглядит моложе своих лет и неувядаема, как цветок бессмертника. Жозефина старательно ухаживала за своей кожей, которая была далеко не идеальна. Ее фирменными средствами были камфарные компрессы и маски для лица из отварного картофеля. Для регистрации брака надо было представить документ о рождении, но как скрыть свой возраст, ведь на свидетельство о рождении камфарный компресс не положишь? К счастью для Жозефины, остров Мартиника, где она появилась на свет, отделяет от Франции Атлантический океан, поэтому она принесла в мэрию записку, в которой говорилось, что «в данный момент у нее нет возможности добыть акт, свидетельствующий о ее рождении, так как остров в настоящее время занят англичанами». Этот документ произвел сильнейшее омолаживающее действие — Жозефина скинула целых четыре года, ей стало всего-навсего двадцать восемь лет. Наполеон прибавил к своему возрасту два года, и получилось, что жених и невеста — ровесники. Для составления брачного контракта требовалось сделать опись личного имущества. У невесты такового не нашлось. «Со своей стороны будущий супруг заявляет, что не имеет никакой недвижимости, а также никакой движимости, кроме гардероба и военного снаряжения».
9 марта 1796 года, ровно через год после того, как Жозефина принесла в тюрьму фиалки для несчастного дофина, состоялась гражданская церемония бракосочетания генерала с большими амбициями и бедной вдовы с двумя детьми. Любимые цветы украшали скромный наряд невесты, в руках был букетик фиалок. Выходя из здания городской ратуши, Жозефина якобы сказала: «Милый друг мой, пусть эти цветы станут свидетелями на нашей свадьбе. Букетик фиалок каждую весну будут напоминать мне о самом счастливом дне моей жизни». Конечно, не существует документальных свидетельств с подписями и печатями, что она на самом деле произнесла эти слова, может быть, эти душещипательные фразы придумали романисты, чтобы представить отношения Жозефины и Наполеона идеальными от начала до конца. Для Жозефины брак был шагом практическим, а не романтическим порывом. Ее любовник Поль Баррас в своих воспоминаниях обстоятельно рассказал, что «мужчины, которые обладали мадам Богарне, могли льстить себе, хвастаясь ее страстностью, однако сладострастная женщина ни на секунду не забывала о делах. Ее сердце не играло никакой роли в ее физических развлечениях!» А вот Наполеон в любви был сентиментален, это была первая страсть, и он отдавался ей со всей мощью своей натуры. Первым подарком, который он сделал жене, стало кольцо с надписью на внутренней стороне: «Это судьба».
«ПРОЩЕНИЕ — ЭТО АРОМАТ, КОТОРЫЙ ФИАЛКА ДАРИТ ТОМУ, КТО ЕЕ РАСТОПТАЛ»
Их медовый месяц продолжался всего два дня: 12 марта 1796 года Наполеон умчался завоевывать Италию. Он увез с собой портрет Жозефины и ни на минуту с ним не расставался, всем показывал, каждый вечер молился перед ним. Когда стекло на портрете разбилось, отважный полководец решил, что это предвещает ему скорую смерть. Но он не мог умереть, не увидев обожаемую Жозефину. Он умолял, убеждал, просил, уговаривал, настаивал, чтобы она приехала в Италию: «Пусть у тебя вырастут крылья, и приезжай, приезжай! Целую тебя в то место, где у тебя сердце, потом ниже, еще ниже, гораздо ниже!» Последние два слова подчеркнуты с такой силой, что перо порвало бумагу. Однако гражданка Бонапарт находила множество причин, которые мешали ей покинуть Париж: она то ли больна, то ли беременна. У Наполеона очень плохой почерк, и она с трудом и неохотой разбирала его каракули, одно из любовных писем она приняла за карту-схему расположения итальянской армии. Письма наполнены такой вулканической страстью, что могли бы растопить сердце самой неприступной красавицы, но жена Наполеона оставалась холодна: «Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой... Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и свести всю мою душевную жизнь к тебе одной? Жить для Жозефины! Вот история моей жизни. Умереть, не насладившись твоей любовью, — это адская мука, это верный образ полного уничтожения. Моя единственная подруга, избранная судьбою для совершения нами вместе тяжкого жизненного пути, в тот день, когда твое сердце не будет больше мне принадлежать — мир утратит для меня всю свою прелесть и соблазн».
Жозефина считала письма мужа всего лишь забавными, раскаленные потоки любовных признаний не смогли сдвинуть ее с места. Зачем ей ехать в далекую Италию, если в Париже она купается в лучах славы мужа? В честь побед Наполеона в Итальянском походе Директория устроила пышный банкет. Главной героиней праздника стала самая знаменитая дама Парижа Жозефина Бонапарт. Незадолго до торжества она посетила салон известной предсказательницы Марии Ленорман, которая гадала на картах таро и увидела в будущем Жозефины скорое замужество, благодаря которому она достигнет высочайшего положения в обществе — станет императрицей. И вот предсказание начинает сбываться: Жозефина входит в зал Директории, одетая по последней моде, которую она сама придумала — «без нижнего белья, в одном только корсете и панталонах телесного цвета, в наброшенной сверху греческой тунике из тончайшего муслина, сквозь которую просвечивало обольстительное тело. Кисти рук и щиколотки украшало множество строгих античных браслетов, на каждом пальце ног блестело кольцо с бриллиантом или драгоценной камеей». Жозефину Бонапарт приветствуют как королеву, знамена армий, побежденных Наполеоном, ложатся к ее ногам.
По ночам жена генерала тоже не скучала. Мопс Фортунэ теперь кусал за лодыжки гусарского лейтенанта Ипполита Шарля. Любовник завелся в спальне Жозефины через полтора месяца после отъезда мужа, он был моложе ее на девять лет. Кроме молодости и голубых глаз, у Ипполита была еще масса достоинств, Жозефина с восторгом рассказывала о них знакомым: «У него такая красивая голова! Он одевается с таким вкусом! Думаю, что никто до него не умел так завязывать галстук!» За три месяца разлуки Наполеон написал Жозефине 123 письма, и это только отправленные послания: «Придет, быть может, день, когда я вновь тебя увижу... Так вот, в тот день я покажу тебе свои карманы, набитые письмами, которые я тебе не отправил, потому что они были слишком глупы...». В конце концов Наполеон пригрозил членам Директории, что он бросит армию и уедет к Жозефине, и тогда ее буквально вытолкали из Парижа. Она отправилась в дорогу в сопровождении мопса Фортунэ и Ипполита Шарля. Наполеон провел с женой 48 часов и вернулся к войскам. «Я ложусь в постель, и сердце мое полно твоим обожаемым образом. Я не могу дождаться, когда смогу дать тебе доказательства моей страстной любви. Как бы я был счастлив, если бы мог присутствовать при том, как ты раздеваешься, видеть тугие белые груди, обожаемое лицо, волосы, перевязанные шарфом. Ты знаешь, что я никогда не могу забыть короткие посещения твоего маленького черного лесочка. Я целую его тысячу раз и с нетерпением жду того момента, когда окажусь в этих зарослях. Оказаться внутри Жозефины равносильно жизни на Елисейских полях. Целую твой рот, твои глаза, твою грудь, целую всюду, всюду!»
Пред смертью Ипполит Шарль сжег все любовные письма Жозефины, чудом сохранились только два. Вот одно из них: «Да, мой Ипполит, моя жизнь — это постоянное терзание. Только ты можешь возродить меня к счастью. Скажи мне, что любишь меня, любишь меня одну! До встречи и шлю тебе тысячу нежных поцелуев — я вся твоя, вся твоя!» Наполеону донесли об измене жены, он был взбешен и решил мстить. Прежде всего, он завел любовницу, а во-вторых, объявил, что начинает процедуру развода. Для Жозефины расставание с Наполеоном означало финансовый крах: парижский дом на улице Победы и имение Мальмезон были записаны на Наполеона. Неверная жена распрощалась с Ипполитом Шарлем и бросилась в Париж. Дверь супружеской спальни она нашла запертой, и Наполеон не захотел ее открыть. Жозефина встала на колени и умоляла о прощении, она плакала и слышала его рыдания. Так прошла ночь. Наутро ей в голову пришла счастливая мысль, что надо привести детей. Евгений и Гортензия упросили отчима открыть дверь. Супруги бросились в объятия друг друга.
С этого дня необузданная страсть, которую испытывал Наполеон, вселилась в Жозефину. Она стала образцовой женой и верной подругой, а он, продолжая любить, изменял и не скрывал этого. За годы их брака одно только осталось неизменным: в годовщину свадьбы Наполеон дарил Жозефине букетик фиалок. Март 1809 года выдался очень прохладным. Адъютанты императора напрасно искали цветы по всему Парижу, их не было ни у одной цветочницы. Наполеон очень встревожился: отсутствие фиалок жена могла воспринять как знак расставания. Жозефина не могла забеременеть и подарить ему наследника императорского престола. Развод был неизбежен, но Наполеон не решался сказать об этом жене. Наконец цветы были найдены. Жозефина взяла в руки букет, побледнела и закричала: «Это цветы смерти. Они расцвели на могиле!» Послали за старухой-цветочницей, у которой был куплен букет, и она призналась, что нарвала цветы на могиле маленького дофина на кладбище Святой Маргариты.
Супруги Бонапарт развелись 19 декабря 1809 года. Жозефина поселилась в имении Мальмезон и увлеклась разведением экзотических цветов. Она больше не носила фиалок на своей одежде и приказала не произносить их названия в ее присутствии. Наполеон избрал себе другую спутницу побед — австрийскую принцессу Марию-Луизу, которая просто обожала пармские фиалки...
В 1814 году российский император Александр I, победитель Наполеона, стал частым гостем в Мальмезоне. Ему очень нравилось общество Жозефины и ее детей. Как утверждали злые языки, русскому царю хотелось прибавить «к победе над Францией маленькую личную победу над бывшей женой Наполеона». Александр I и гостеприимная хозяйка совершали длительные прогулки. Во время одной из них Жозефина простудилась и, недолго поболев ангиной, 29 мая 1814 года умерла. Однако существует версия, что Жозефина рассказала русскому царю о том, что она участвовала в спасении маленького дофина из тюрьмы и знает место, где он до сих пор благополучно скрывается. Александр I немедленно отправился к министру иностранных дел Франции Талейрану и потребовал возвести на трон законного наследника. Но Талейран, известный мастер политической интриги, уже сделал ставку на безвольного Людовика XVIII, и «воскресший» претендент ему был не нужен. Талейран послал Жозефине букет цветов, отравленных мышьяком...
«Секретные материалы 20 века» №3(363), 2013. Наталья Дементьева, журналист. Санкт-Петербург