Найти в Дзене

Питание советских солдат во время Великой Отечественной Войны

Во время войны происходит переоценка ценностей, изменения приоритетов и сознания людей. Самый обыкновенный кусочек хлеба приобретает совсем иное значение.

Боеспособность солдат напрямую зависит от их самочувствия. Гигиена, сон, гигиена и питание - вот нехитрые казалось бы потребности, соблюдения которых напрямую влияло на успешность выполнения боевых задач. «Армия марширует на брюхе», — утверждал в XVIII веке прусский король Фридрих II.

Но как же питались советские солдаты на фронте?

Нормы выдачи провизии воинским частям были строго регламентированы в Красной армии и не менялись в течение всей войны. Однако реальная ситуация с подвозом продуктов сильно зависела от задач армии, характера боев, местности и сезона. Так или иначе, солдаты на передовой питались лучше, чем служащие и мирные жители в тылу.

Советские солдаты за приёмом пищи
Советские солдаты за приёмом пищи

Главным был хлеб из ржаной обойной муки: ежесуточно 800 г в теплые месяцы, 900 г в холодные. Кроме того, каждому солдату полагалось полкило картофеля, 320 г других овощей, 170 г круп и макарон, 150 г мяса, 100 г рыбы, 50 г жиров и 35 г сахара.

В отдельных родах войск кормили щедрее. Летчикам к примеру, выдавали больше круп (190 г), овощей (385 г), мяса и птицы (390 г) и сахара (80 г). В рационе ВВС встречались и такие продукты, вкус которых пехота вовсе забыла: молоко (200 г свежего, 20 г сгущенного), творог (20 г), сметана (10 г), яйцо (0,5 шт.), сыр (20 г) и сухофрукты. Также на самолетах, в танках и в разведротах предусматривались питательные резервы на случай аварий или попадания в незнакомую местность: сгущенка, консервы, сахар, шоколад, печенье.

Летчики за обедом
Летчики за обедом

Свои нюансы были во флотском меню. Подводники регулярно ели квашеную капусту, соленые огурцы и сырой лук — эти продукты компенсируют дефицит кислорода. На крупных кораблях водился «домашний» хлеб, выпеченный прямо на борту.

Обед подводников
Обед подводников

Отличалось и продовольствие офицеров: кроме стандартного объема продуктов им полагалось 40 г масла или сала, 20 г печенья и 50 г рыбных консервов в сутки. Высшее начальство этим не ограничивалось: сохранились свидетельства, как генералам привозили в штабы балыки, колбасы и вина. Что касается средних чинов, то на практике разница в питании проявлялась не всегда: лейтенант мог есть с солдатами из одного котла, особенно на передовой и ближе к концу войны.

В тылу с началом войны, наоборот, стали питаться хуже. Солдаты из нестроевых и запасных частей по сравнению с фронтовиками недополучали 150 г хлеба, 50 г круп и макарон, 75 г мяса, по 10 г сахара и жиров. Сократилось содержание караульных частей и курсантов. Последним на жалобы отвечали фразой Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». В результате юноши рвались на фронт, видя в нем избавление от полуголодных учебных будней.

Фронтовые 100 грамм

Отдельно стоит упомянуть о легендарных "наркомовских 100 граммах". Так неофициально называлась норма выдачи алкоголя для военнослужащих, которая была введена секретным приказом № 0320 от 25 августа 1941 года "О выдаче солдатам передовой линии действующей армии водки по 100 грамм в день".

-4

По 100 грамм всем без исключения военным на передовой выдавалось только до мая 1942 года. В это время выходит приказ НКО № 0373, согласно которому с 15 мая выдавалось по 200 грамм водки, но только "военнослужащим частей передовой линии, имеющим успехи в боевых действиях против немецких захватчиков". Остальным же разрешалось получать водку только 10 дней в году, в государственные праздники.

Похоже, данный приказ не вызвал большого удовольствия на фронте. Ведь не все же имели успехи, а выпить хотели если и не все, то многие. Поняв, что алкогольное ограничение чревато, 13 ноября 1942 года издали приказ № 0883 «О выдаче водки войсковым частям действующей армии с 25 ноября 1942 года». С этой даты на передовую «возвращались» 100 грамм, а военнослужащим, находящимся в полковом и дивизионном резерве, а также. На Закавказском фронте было приказано вместо 100 г водки выдавать 200 г крепленого вина или 300 г столового.

С 13 мая 1943 года по 100 грамм стали наливать только в частях, ведущих наступательные действия. Причем, определение того, каким именно армиям и соединениям выдавать водку, возлагалось на военные советы фронтов.

-5

Примечательный факт - на фронт обычно привозили спирт, а не водку. Старшины на передовой уже доводили его до нужных процентов. Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией.

Перед боем пить не стремились, потому, как понимали: у «принявшего» больше шансов погибнуть.

-6

Водку на фронт доставляли в дубовых бочках, бидонах и в бутылках. Генерал Хрулёв в приказах под грифом «секретно» угрожает: «Частям, не возвратившим тару, водку не отпускать».

Ликероводочные заводы изготовляли не только алкоголь для фронта, одновременно в бутылки разливали и зажигательные смеси. Часто – под бомбами. Так работали Московский казённый винный склад № 1 (московский «Кристалл») и «ЛИВИЗ» в блокадном Ленинграде. В Ленинграде в бутылях 3 и 5 л производили «хвойную водку» с увеличенным содержанием витамина С. «Хвойная» шла и в госпитали, и на передовую.

Фотографии и иллюстрации из открытых источников Яндекс и являются собственностью авторов.

Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Тогда в вашей ленте чаще будут появляться наши публикации.

Читайте также "Бескорыстная помощь Америки"