Найти в Дзене

кредит под залог криптовалюты

В августе в России впервые оформили кредит, обеспеченный криптовалютой.

Кредит выдан предпринимателю Михаилу Успенскому через заключение договора индивидуальной банковской ссуды, обеспеченной токенами Waves, пишет «Коммерсант». В процессе структурирования был использован механизм условного депонирования (эскроу).

«От планов по использованию Waves я не отказываюсь и продавать токены смысла не вижу, однако они не должны мертвым грузом лежать в кармане, а должны работать», — объяснил Успенский.

Случай с выдачей банковской ссуды под залог токенов Waves показывает, что владельцы криптоактивов, используя их как залоговый инструмент, могут извлекать прибыль из их биржевой ликвидности — это важный этап для криптовалют в России. Это показывает, что цифровые активы можно широко использовать и применять в реальной жизни.

Криптовалюты начинают постепенно проникать и в банковский сектор. Waves — платформа, которая фокусируется на практическом применении децентрализованных финансов. Она стала первым блокчейном в РФ, на котором реализована услуга кредитования под залог криптовалюты.

Управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев (сопровождал сделку) в разговоре с корреспондентом «РБК-Крипто» рассказал, что в России уже можно официально использовать криптовалюты для залогов, депонирования или в других целях. Для этого достаточно определить их природу. В данном случае токены Waves были определены как «иное имущество». Это стало возможным благодаря принятию в прошлом году поправок в ГК.

«Из принятого летом закона «О цифровых финансовых активах» ясно, что регулятор планирует ограничить возможности взаимодействия с криптовалютами. Например, их нельзя будет использовать в качестве платежного средства. Однако есть и другие способы использования криптовалют, например, для банковского и иного обеспечения по сделкам», — добавил эксперт.

В России гражданское законодательство строится по принципу: все, что не запрещено — разрешено. Криптовалюты имеют определенную ценность, они являются предметом оборота на биржах, не запрещены в стране, поэтому могут являться имуществом. Проведенная сделка является еще одним подтверждением этой логики.

Ранее глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков заявил, что признание криптовалюты в качестве платежного средства наравне с рублем приведет к разрушению финансовой системы. По этой причине правительство пока не планирует легализацию цифровых денег в качестве расчетной единицы, но они могут использоваться для этих целей в других странах.

Обеспечение кредита токенами — это хороший прецедент, однако это не означает, что криптоэнтузиастам имеет смысл сейчас идти в банки за займами, обеспеченными криптовалютами. Сомневаюсь, что в реальности подобные сделки станут распространенной практикой.

Криптовалюта для банков — высокорисковый актив, как по причине отсутствия четкого правового регулирования, так ввиду их высокой волатильности. Мне было бы интересно посмотреть на ситуацию, если Михаил Успенский все же не сможет выплатить кредит. Как дальше банк будет реализовывать предмет залога?