Понять музыку - ссылка на мой Telegram-канал о музыке
Очень многие пианисты думают, что стаккато играется так же, как и легато, но только отрывисто. Это не так.
При игре легато удар пальцем происходит благодаря пястно-фаланговому суставу (смотрите картинку). При этом кистевой сустав не совершает никаких движений, он выполняет роль «продолжения» руки и находится в эластичном состоянии.
Многие пианисты, используя именно этот приём (практически неподвижный кистевой сустав, удар за счёт движения в пястно-фаланговом суставе), добавляют отрывистости своим движениям и принимают это за стаккато. Это, конечно же, звучит как стаккато, спорить не буду. Однако рука при игре таким приёмом мгновенно начинает уставать и зажимается. Смело можно забыть о серьёзных скоростях во время игры октавами. Ведь нужно вывезти всю пьесу в хоть каком-нибудь приличном темпе, а руки-то зажаты и отказываются дальше двигаться. На самом деле, нужно просто использовать другой приём.
Удар должен происходить в локте (должен сгибаться локоть). А кистевой сустав должен быть совершенно свободен. Вот и всё.
То есть удар начинается в локте. Локоть опускается. Кистевой сустав при этом сгибается вниз. Предплечье как бы «тянет» кисть вниз. Затем пальцы отталкиваются от клавиш. И теперь кисть уже «тянет» предплечье наверх. А мы помним, что кистевой сустав у нас свободен. И при таком движении он абсолютно естественно выгибается наверх. Попробуйте и сразу же поймёте.
При игре таким приёмом рука не утомляется. А если и утомляется – то на порядок меньше, чем при игре приёмом для legato.
Не благодарите! Надеюсь, что теперь при игре стаккато вы будете получать только удовольствие. Никаких больше зажатых и уставших рук!
Понять музыку - ссылка на мой Telegram-канал о музыке