Найти тему

Самомотивация и планирования дня ребенком. Советы из личного опыта

В классической системе образования ребенку не приходится задумывать о планировании своего времени, т.к. за него это делает школа. Но при решении перейти на семейное образование важно донести до ребенка мысль, что с этого времени ему необходимо будет самому распределять обязанности и следить за тем, как всё успеть. Я считаю, что не стоит спасать ребенка от этого навыка даже в начальной школе, ведь он даёт отличное понимание того, как расставить приоритеты и помогает ребенку быстро понять, что для него полезно, а что вредно. Разумеется, на начальных этапах стоит объяснить, как делать правильнее, а дальше посмотреть, как он будет планировать.

В нашей семье действует правило сначала обязанности потом личные дела. При переходе на семейное образование мы определили, что учебе нужно будет уделять 2 часа в день и ещё один час приходится на обязательное дополнение к общей программе: изучение языков, музыке, живописи, спорту. Я не определяла, во сколько именно нужно приниматься за учёбу, а вот преподаватели по дополнительному образованию, конечно, устанавливали определенное время, поэтому, зачастую, всё вращалось вокруг этого.

Так же я не считала обязательным проверять сделанное каждый день, обычно, мы уделяли этому один из выходных. Я всегда считала, что слишком сильный контроль за обучением снижает детский энтузиазм и способность импровизировать. Поэтому, я разрешала даже пропускать часы обучения, но с условием, что при проверке заданий, это никак не скажется на качестве и количестве знаний. Разумеется, без локальных конфликтов не обходилось, но из-за того, что я всегда общалась с детьми на равных и по-взрослому, мы зачастую заключали сделки, и, если из-за их лени или рассеянности их сторона обязанностей была не выполнена, они исполняли договор. Это могли быть дополнительные часы занятий, какие-то бытовые дела или участие в сложных конкурсах/конференциях. Как правило, они сами старались не ударить в грязь лицом, и поэтому все были в выигрыше. Я не мотивировала их дорогими подарками, но когда видела интерес к определенной области и успехи в ней, то в виде «премии» исполняла давно желанное.

Исходя из моего опыта учебы на семейном образовании, могу вывести несколько популярных ошибок в планировании детьми режима дня самостоятельно:

- Не стоит расписывать день для ребенка поминутно в надежде контролировать его занятость. Каждый должен совершать ошибки и делать работу над этими самыми ошибками. В противном случае вы, как родитель, останетесь виноваты во всем. Оптимальное решение: обозначить обязательные дела и прописывать их каждый вечер на грядущие сутки. Тогда вы оба будете понимать, что именно нужно сделать, а дальше просто смотрите как будет вести себя ребенок и регулируйте его поведение, обосновывая почему стоит поступить так, а не иначе. Например, если ты сядешь делать уроки перед сном, то пропустишь семейный просмотр фильма или встав пораньше и сделав уроки утром, ты сможешь пойти гулять с друзьями.

- Старайтесь всё переводить в диалог с обоснованиями мнений, тогда будет легче предугадывать поведение ребенка и понимать, почему он поступает именно так. А после рассказывать, как бы сделали вы и почему это, возможно, более удобно и для ребенка в том числе.

- Если вы ограничиваете время использования ребенком телефона/планшета, то начните следить за собой тоже, особенно, если есть склонность постоянно что-то в нем читать, говорить и прочее. Ваше поведение будет подрывать мнение ребенка о логике и ставить ваш авторитет под сомнение.

- Я всегда выступаю сторонником договорных отношений и считаю, что запрещать полностью то, что по вашему мнению является пустой тратой времени бессмысленно, например, компьютерные игры, бессмысленно. Мы договаривались так: ребенок может играть после того, как закончит все обязательные дела на день. А также я просила объяснять почему он выбирает те или иные игры, предлагала рассказывать о сюжете и даже покупала новые игры, после прочтения на них рекомендаций. Это позволяет понимать, что захватывает ребенка, какой у него тип мышления (ведь игры делятся на жанры, как и фильмы), а ребенку не приходится обманывать или скрывать свою занятость.

-2

Резюмируя, скажу, что без конфликтов на первом этапе не обойтись, но, если всё сводить к диалогу и стараться понять причины поведения, можно спокойно регулировать занятость ребенка и его способность составлять для себя график обучения.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Автор: Евгения Арестова

Читайте также статью автора:

Беспроигрышная стратегия на семейной форме обучения.

Спасибо за ваши "Спасибо"