Найти тему
ActivityEdu

Кино и дети: кто кого воспитывает

Оглавление

Наверное, в детстве каждого ныне уже взрослого человека был любимый фильм, оставивший в памяти неизгладимые и, как правило, светлые впечатления на всю жизнь, а возможно, даже немножко изменивший ее к лучшему. А какое кино влияет на мировоззрение нынешнего подрастающего поколения? Мы уже писали о том, что хорошие детские и подростковые фильмы есть, вот только до широких экранов они не доходят, информация о них практически отсутствует. Так что же в итоге смотрят дети? О чем они будут вспоминать? Кто это решает? Об этом и многом другом размышляет Наталия Кадочникова, актриса театра и кино, создатель и художественный руководитель творческой мастерской «Династия» имени Павла Кадочникова.

Наталия Кадочникова с детьми: сыновьями Петром (старший) и Виктором и дочерью Алисой. Фотография Олега Зотова
Наталия Кадочникова с детьми: сыновьями Петром (старший) и Виктором и дочерью Алисой. Фотография Олега Зотова

Не знаю, с какого времени тема детского кино стала для меня болезненной и острой. Я выросла в семье, где сказка была частью жизни. То ли оттого, что мои бабушка и дедушка, окончив театральный институт в 1935 году, работали актерами в Новом ТЮЗе – вплоть до самого 1941-го. Может, потому, что когда я была ребенком, детское кино снимали много, часто и с огромным удовольствием, а всех, кто работал в этом жанре, ценили и уважали. Пробиться к сердцу ребенка, затронуть тонкие струны его души, не навредив при этом, не искалечив, – это дар, данный не каждому режиссеру. Это особый талант, особое искусство – для особых людей. В моем детстве их было много: Александр Роу, Надежда Кошеверова, Константин Бромберг, Леонид Нечаев, Ролан Быков…

Фильмы, которые росли с нами

Кто из мальчишек и девчонок нашего поколения не помнит «Королевство кривых зеркал», «Кащея Бессмертного», «Кортик», «Приключения Буратино», «Старую, старую сказку», «Финиста – Ясного сокола», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Старика Хоттабыча» и «Неуловимых мстителей»? Цитируя фильмы, мы играли в остров сокровищ и искали капитана Гранта, строили шалаши, как у Робинзона Крузо и проказничали вместе с Карлсоном, подобно Малышу, мечтая о собаке. Мы подражали киногероям, равнялись на них. Мой дед, Павел Петрович Кадочников, всеми силами способствовал тому, чтобы я смотрела детские фильмы в неограниченном количестве. Многие из них – еще до выхода на широкий экран. А просмотр программы «В гостях у сказки» с любимой тетей Валей стал нашим ритуалом. Каждое воскресенье в 11 утра я усаживалась с дедом перед телевизором, и мы входили в мир чудес, сказок, волшебных превращений, умопомрачительных приключений и таинственных историй. В тех фильмах все было просто и понятно.

Добро всегда побеждало зло, «январь был январем, лето летом, а мы у себя дома», как говорил профессор из сказки «12 месяцев». При этом волшебство появления подснежников в зимнем лесу сохраняется, чудеса остаются чудесами – для тех, кто их заслужил. У меня, маленькой девочки, не было сомнений, что чудеса существуют, и если появляется злодей, его обязательно победит сильный, красивый герой (чаще всего русский богатырь, например, Финист). Детские фильмы росли вместе со мной. На смену волшебным сказкам о желтом чемоданчике или добром докторе Айболите пришли Тим Талер, Электроник, «Неуловимые», капитан Татаринов, нашедший его след Санька Григорьев. 

-2

Жизнь – это не только сказки

Каждый детский фильм готовил меня к взрослой жизни, объяснял разницу между правдой и ложью, дружбой и предательством, верой и фанатизмом. Главные герои не всегда были примерными учениками или послушными детьми. Но и на плохом примере можно научиться, понять, почувствовать. Помню, как дед принес сценарий фильма «Чучело» и сказал, что меня хотят попробовать на главную роль. Я буквально «проглотила» текст, прорыдала полночи, а утром пришла к деду и сказала, что это очень страшная история. Совсем не детская. Дед улыбнулся и ответил, что иногда тем, кто совершает ошибки, надо показать их самих. Возможно, именно так они поймут какие-то важные вещи и, может быть, изменят что-то в себе. Роль я не получила, готовый фильм посмотрела в кинотеатре – вместе с дедом. После сеанса вышла зареванная, дед прижал меня к себе, сказал: «Детские фильмы – это не только сказки со счастливым концом. Иногда, чтобы прийти к пониманию чего-то очень важного в жизни, надо чем-то пожертвовать. Снегурочка ведь тоже растаяла…» Мы еще долго обсуждали просмотренные фильмы, сравнивали, анализировали поступки героев. Я тогда не понимала этого: просто говорила с дедом, делилась впечатлениями, открывая что-то новое во время этих рассказов.

Наталия Кадочникова в фильме Ильи Белостоцкого «Награда» в роли медсестры. Фотография Дмитрия Коваля
Наталия Кадочникова в фильме Ильи Белостоцкого «Награда» в роли медсестры. Фотография Дмитрия Коваля

Кто у детей отнял фантазию?

Моя фантазия работала с неимоверной скоростью и интенсивностью. Наверное, именно тогда я научилась придумывать истории, которые складывались в коротенькие рассказы. Именно так написала свою первую посвященную семье книгу.

Сегодня я могу за вечер написать небольшую пьесу, а потом поставить по ней спектакль с ребятами, которые занимаются у меня в мастерской. Не от того, что я как-то особенно одарена. Просто нас научили мыслить, воображать, фантазировать – те детские картины, на которых мы выросли. Нынешние дети другие. Два года назад у моего среднего ребенка был выпускной в 9 классе. Задумались о школьном альбоме. Ребята не хотели «банального». У меня возникло множество идей, но я хотела, чтобы они придумали что-то сами: то, что им близко, что запомнится на долгие годы. Я пригласила дизайнера и фотографа. За несколько дней совместной работы ребята сочинили только один вариант – комиксы. И даже для комиксов, которые можно было красиво и интересно сделать, они не придумали ничего вразумительного. Идея заглохла, альбом вышел совершенно обычный, заказывать его мы не стали. Вопрос о детских фильмах ребята встретили долгим молчанием, потом кто-то сказал неуверенно: «Люди Х», а еще кто-то добавил «Человека-паука» и «Гарри Поттера». Не вспомнили ни одной отечественной детской картины. Почему? Да потому что сейчас их практически не снимают. «Не формат», – говорят прокатчики, а потом удивляются, почему их дети ничего не хотят, ни к чему не стремятся, их трудно вытащить не только из дома, но, порой, и из комнаты. Они не умеют фантазировать и просто элементарно общаться. Кто-то решил за наших детей: им детское кино неинтересно. Им нужен экшен, обязательно спецэффекты, стрелялки и погони. Я не согласна. Как-то на одной из фестивалей искусств имени Павла Кадочникова мы показывали фильм «Частное пионерское». В нем нет ничего из вышеперечисленного. Только живые люди и живая история. Дружба, верность, первая любовь, взаимовыручка и другие простые, но такие важные человеческие чувства, поступки, понятия. В зале был аншлаг, никто не выходил, тишина стояла гробовая. Только в финале в разных углах было слышно тихое всхлипывание. И вот один из отзывов о фильме:

По разным причинам практически не смотрю сегодняшние фильмы. Над этим - рыдала, честно. Во-первых, истории про собак для меня уже… вы понимаете, во-вторых, вспомнила очень явно свое детство. В третьих, порадовалась, что зал был полон, что столько детей на одном дыхании смотрели этот фильм и сопереживали его героям. Спасибо «Династии», - поделилась впечатлениями Татьяна Бровкина.

Так кто кого в итоге должен воспитывать – фильмы подрастающее поколение или наоборот? Мне кажется, все же фильмы.

Благодарим Татьяну Мирошник, сценариста, режиссера, главного редактора альманаха «Детское и юношеское кино. Проблемы и перспективы» за помощь в подготовке материала.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.