К концу десятого века правители многих стран пришли к мысли, что религию многобожия надо менять. Необходим был четкий свод нравственных правил, исходящих от одного бога. Дело в том, что примерно в это время во многих странах стало происходить объединение земель под одним правителем. И такому объединению очень помогла бы общая вера в одного бога.
Хазарские каганы например, приняли иудаизм, волжские булгары выбрали ислам, скандинавские монархи, польский и венгерский правители предпочли римское христианство. И все это произошло в последней четверти 10 века. Так что в конце 10 века князь Владимир морально был готов к тому, чтобы поменять язычество на какую-то другую религию, где поклонялись бы единому божеству.
"Повесть временных лет" рассказывает об этом событии очень красочно и драматично. Вроде как к Владимиру явились представители сразу 4-х конфессий и каждый на свой лад пытался перетянуть его к себе.
Сначала волжские булгары стали расписывать жизнь красивую в раю, где можно "съ женами похоть творити блудную". Князь Владимир не обладал высокой нравственностью (побежден похотью женской - сокрушался летописец) и эта идея ему очень понравилась. Не понравилось что нужно будет сделать обрезание тайных уд и не есть свинины. Но окончательно он разочаровался в мусульманстве, когда узнал, что нельзя пить. По преданию именно тогда он изрек фразу, сохранившуюся в народной памяти на долгие века: "Веселье Руси есть пити, не можем без того жити".
Вслед за булгарами явились представители римского христианства. Основной довод был, что их пост, самый нестрогий из всех. Но князь на это не купился.
Потом, по версии "Повести" пришли хазарские иудеи. Они подошли к делу совсем недальновидно и стали хвастаться, что распяли Христа. На что Владимир им сказал, что если бы бог их любил, то не скитались бы они по всему миру не имея родной земли.
А вот с представителем греческой конфессии Владимир имеет длительную серьезную беседу.
Сначала тот ругает конкурирующие конфессии. Византиец привирает, что мусульмане одной той же водой подмываются, а потом умываются. Владимир даже плюется от отвращения. Про иудеев он использует тот же аргумент, о котором говорил сам Владимир - у них нет Родины. Про римлян придрался к тому, что служба ведется на опресноках а не на квасном хлебе, как положено. Владимир впрочем особо разницы не понял. Далее греческий "философ" - как его уважительно окрестили русичи, прочел длинную лекцию о христианстве, которую Владимир слушал внимательно, задавал вопросы. В конце он показал картину Страшного Суда, где наглядно были изображены праведники и грешники. Князь проникся и заметил, что праведникам в раю хорошо, а грешникам в аду плохо. Но сразу креститься отказался, взял тайм-аут и отпустил византийца с почетом.
Потом он по преданию отправил большое посольство к булгарам (мусульмане), к немцам(римское христианство) и к грекам, чтобы те посмотрели религиозные обряды вблизи и помогли князю определиться с решением. Хазар с их иудаизмом Владимир вычеркнул на раннем этапе. И вот после этого путешествия, вернувшиеся послы рассказали ему, что больше всего их впечатлило греческое богослужение.
Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького.
Затем летописец упоминает о битве у византийской крепости Корсунь (Херсонес Таврический), где князь пообещал креститься если одержит победу.
Победу он одержал, но креститься не спешил.
Дело решило другое обстоятельство. Он захотел жениться на сестре византийских императоров Анне, в обмен на захваченный город. По византийским законам запрещался брак "багрянородной" принцессы (родившейся у действовавшего монарха в особо красной палате), с любым иностранцем. Любой европейский правитель, которому бы это удалось сразу приобретал больше веса, в глазах всего мира. Владимир пообещал им что сначала крестится, а потом сразу женится. Для этого Анна должна была приехать в Корсунь со своими священниками.
В конце этой истории еще был очень интересный момент. Перед самым приездом невесты Владимир неожиданно ослеп. Прибывшая наконец царевна предположила, что болезнь пройдет, как только Владимир станет христианином. И как только священник положил на него руку во время обряда слепота действительно чудесным образом прошла. Мы сейчас только можем гадать, что это было. Возможно хитрый Владимир просто симулировал слепоту, чтобы окончательно убедить тех своих дружинников, кто был против крещения, в силе христианского бога.
Согласно летописи Владимир крестился в 988 году.
Но историки предполагают, что не всему надо верить в этом летописи. Вряд ли тогда был именно такой серьезный выбор между четырьмя конфессиями. Ислам был представлен слабым булгарским царством, с Римом Русь тогда не имела никаких связей и была далеко, государства в западной Европе тогда были мелкие и разрозненные. А от иудаизма примерно в это же время очень быстро отказались сами хазары, приняв ислам.
Византия же тогда была близким соседом великим и вечным, как казалось. Правда империя в тот момент находилась в очень сложном положении. Ее раздирали внутренние мятежи. И в начале 988 византийский император Василий попросил о помощи Владимира. А тот ему как раз тогда поставил условие: поможет, если ему отдадут царевну Анну в жены. Василий вроде согласился, и князь Владимир послал ему на выручку 6000 варягов. Мятежников они сообща разгромили, но Анну Владимир не получил. И вот тогда он захватил Корсунь. Как мы видим о всей этой предыстории летописец умолчал. И выходит, что крещение Владимира это цепь логичных событий, вытекающих одно из другого, во время которых ни о какой другой религии речи не шло. Возможно летописец, описывая и принижая другие религии, решил просто возвысить ту, которую выбрал в результате князь Владимир.
Друзья, это моя первая статья на моем канале "Истории pro ИСТОРИЮ". Надеюсь вам понравилось.
Подписывайтесь на канал, ставьте большой палец вверх и оставляйте комментарии под статьей.