Говоря о теле, нельзя обойти стороной самых известных соблазнительниц. Мало что говорит о времени больше, чем лица известных красавиц. Для конца XV и начала XVI века Лукреция Борджиа была нарицательным именем. Едва ли Вавилонская блудница могла приблизиться к ней по числу коварных соблазнений и даже убийств.
Такая репутация предполагает роковую внешность. Дочь папы Александра VI славилась своей красотой, любовными похождениями и пороками. А кто на портрете? Молодая девушка с не очень красивым лицом, один её глаз, кажется, косит, нос длинноват и даже намечается второй подбородок. Да она даже не блондинка! Сам наряд какой-то странный, выделяющийся из платьев её современниц. В моде вырез каре, а у Лукреции продолговатое декольте с обнаженными печами. Оно кажется очень глубоким, ведь кожа почти цвета полотна, а граница рубашки - вышитая золотая полоса, просто основание для бантиков. Эти темные бантики неправильной формы делают весь портрет. Они отвлекают внимание от носа, глаз, от пышного и тяжелого платья. Бантики пляшут, придавая портрету игривость и девическую наивность. Это платье было чем-то значимо для Лукреции, потому что потом она его не просто повторила, но и сделала своей отличительной деталью.
Бартоломео Венето три раза писал Лукрецию в похожих нарядах. Второй раз это был 1520 год. Зрелая и уверенная в своей красоте женщина. Этой уверенности не мешают ни черты лица, ни тонкий нос и мясистая шея, ни полный овал, вскоре ухудшившийся, слегка опущенный подбородок. На нас смотрят все те же светло-голубые глаза, смешанные с серым, светлые волосы, которые в тонких прядях становятся светящимися. Лицо на портрете совпадает с описаниями современников и другими портретами Лукреции. С портрета смотрит долгий взгляд, внимательный к тайным сравнениям. Здесь Лукреции около 30, но еще чувствуется рассеянная легкость внутренней юности, которая порой создает в ее серьезном лице нечто, напоминающее улыбку. Бантики заменяются шнурками, вместо полоски вышивки цветы, декольте глубже, но платье проще. Это полдень женской красоты для Лукреции.
Третий портрет в этой серии страшен. Хочется, чтобы она его не заказывала. С него смотрит постаревшая, но ещё жадная до наслаждений женщина. Но лицо стало жестким и холодным, исчезла плавная линия плеч, шея стала короче, а тело грузнее. На рубашке уже нет и намека на бантики, но осталась линия декольте, вертикальные вышитые тесемочки, они как будто пытаются поймать ушедшую юность. Увы, мода изменилась, прекрасная Лукреция постарела и легкость не вернуть ни сеткой с жемчужинами, ни пышными золотыми галунами. Увы.
Есть версия, что на портретах не Лукреция. Но даже если это просто неизвестная, то всё равно это портреты одной женщины в разном возрасте. Наблюдать за тем, как меняется внешность, а вкусы остаются постоянными, очень интересно)))
P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!