Разбор "Тайного города". Целая серия, действие которой разворачивается на знакомых улицах нашей златоглавой. Мне довелось осилить четыре книги, и уже не терпится поделиться своими впечатлениями. Сегодня речь пойдёт том, чем запомнились с лучшей стороны книги Панова... и почему я вряд ли к ним ещё вернусь.
Дисклеймер: всё изложенное далее - моё личное мнение. Я ничего не имею против того, чтобы читатель заимел собственное, отличное от моего.
Ложка дёгтя в бочке мёда
Язык хорош, действительно легко читается и притом не превращается в шуркъ (блюдо со страниц первой книги из мелко порубленной дичи нескольких видов). Однако, несмотря на строго выдержанную атмосферу окружения, создаваемую искусно выхваченными деталями, ход сюжета не ощущается. То есть, разумеется, события происходят, влекут за собой последствия в виде других событий, что приводит к определённому финалу. Но нет ощущения продвижения, автор не нагнетает атмосферу. В итоге, прочитав две трети книги, чисто логически догадываешься, что скоро кульминация. И справедливости ради, она эффектна, притом не только в первой части, но и во всех последующих, с которыми я имела дело. Действительно печально, что несколько нужных слов, правильных эпитетов, могли сделать книгу более захватывающей. Но их раз за разом не хватало.
Стоит сказать, что тон повествованию задаёт авторский юмор. Весьма остроумной иронией пропитана вся первая часть (возможно, именно оттого весь эпик истории затерялся на втором плане).
Отдельного упоминания заслуживают динамичные сцены. Они, без преувеличения, бесподобны: невозможно оторваться, всё живо и притом понятно.
Первые книги серии выстраиваются в единую последовательность событий. Это создаёт впечатление сериала, который исправно придерживается заданного формата и притом умудряется выкидывать интересные сюжетные финты. И вовсе не того, который продлили на очередной сезон из желания нажиться.
Мы имеем дело с классическим городским фэнтези. На мой взгляд, мотивация у героев заурядная, и часто отгадки оказываются куда проще, чем читатель может предположить. Возможно, этим они и хороши. Действие описывается сразу со стороны множества лиц, но автор умеет правильно обозначить висящие на стене ружья, что позволяет удерживать интерес. Речь о маленьких людях и их участии в больших событиях. Обошлось без высокого посыла, это развлекательная литература, и я обеими руками за.
О референсах
Реалии серии таковы: современная Москва - пристанище для остатков древних цивилизаций. Существуют три Великих дома, собравшие под своим началом по несколько семей. Их объединяют схожие генетические данные. У каждого дома свой Источник - особый артефакт, производящий магическую энергию. Технология производства Источников утеряна, именно это и поддерживает хрупкое равновесие (так как Великие дома с самого своего возникновения борются за власть). Так обстоят дела на момент начала повествования.
Дома и входящие в них семьи самобытны, легко запоминаются. Очевидны некоторые параллели с реально существующими народами. Не усмотреть в носатых и дальновидных (в первую очередь по части денег) шасах карикатуру на евреев очень трудно. А предприимчивые и... более чем удачливые на поприще завоевания дамских сердец концы подозрительно легко принимают в воображении вид представительных армян. Нам показали немало народов и народцев, и разбор их прототипов вполне может стать темой для отдельной статьи, так что рассмотрим самое основное.
Выходцы из Зелёного дома белокуры и зеленоглазы. Говоря откровенно, автор не стал утруждать себя отслеживанием глубоких смыслов и изучением эзотерических материй, поэтому существа земли в его книгах делятся на вертлявых интриганок и шкафов с палицами (магией в Зелёном доме владеют только женщины).
Орден (Красный дом) славится своим бахвальством и рыцарскими замашками, а также рыжими волосами и пряжками на обуви. Атрибутика это хорошо, но не стоит с ней перебарщивать. Почти каждый раз при встрече с чудами наше внимание обращают на пряжки. И ведь не надоело автору. Ладно, очевидно, что их стихия - огонь.
Третий же дом - Тёмный двор. По названию ясно, с чем они связаны, их Источник - секрет даже для обитателей Тайного города. Кстати говоря, непонятно, как у низ обстоят дела с женщинами. Навы, основа Тёмного двора, долговязы и черноглазы.
Арканы, артефакты и другие классические элементы фэнтези на месте и в подробном рассмотрении не нуждаются.
Юдоль печали
Персонажи. Ну... точнее, манекены, которых за них выдают. В конце концов, слово "персонаж" происходит от лат. persona «личность, лицо».
Артём. Наёмник-новичок, только-то влившийся в тайную тусовку нелюдей. Случайно угодил в переделку и, почувствовав вкус жизни, втянулся в это с головой. Как персонаж представляет из себя... а что представляет из себя Кирито из "Sword Art Online"? В общем, такой же пластелин, если честно. Чтобы в главном герое ничего особенного не проступило за три книги, это надо иметь определённый писательский талант.
Кортес. Матёрый наёмник, старший товарищ Артёма. Интересов у него наблюдается всего два: деньги и Яна, но о женской доле на страницах серии скоро поговорим. По сути, это всё, что можно о нём сказать. Его действия мотивируются только опытом и жаждой наживы. А, ну и Яна, да. Уже очень заметно, насколько я разочарована в главных героях серии? Что ж, чем глубже в лес, тем толще партизаны.
Теперь о партизанке.
Яна. Умная, волевая, как персонаж она очевидно симпатична автору, но точно так же практически ничем не примечательна. Она хороша. Хороша во всём: и снайпер, и умница, и красавица, и на дуде игрец, что называется. И это вообще её не красит.
Львиная доля женских персонажей описаны из рук вон плохо. Кажется, автор не знаком с поговоркой "Не умеешь - не берись", потому что он явно пытается создавать интересных героинь, но делает он это сугубо со своей авторитетной мужской позиции. Начнём с того, что все - абсолютно все - женщины у него обладают (или не обладают) привлекательностью, способностью соблазнять мужчин. Одни у него невзрачные, а другим все заглядывают в декольте. Серьёзно, я могу сходу прикинуть как минимум четырёх дам, которые купаются в мужском внимании и получают от этого удовольствие. Тотальное непонимание женщин в книгах соседствует с нарочитым желанием продемонстрировать обратное.
А теперь вишенка на торте. Сантьяга. Очевидно, любимый персонаж автора. Он описан хорошо, у него есть намёки на историю, он участник многих событий, обладает ярким характером, повадками, даже стилем. Он настолько проработан, что на фоне остальных героев это бросается в глаза и делает их ещё более ущербными. Противники на пути Сантьяги появляются лишь затем, чтобы быть обставленными. Развитие персонажа? Нет, не слышали.
Прощаясь с Тайным городом
Кстати говоря, почему?
Успешные сериалы зачастую создаются по следующему принципу: сохранить полюбившихся героев и сеттинг, поменять обстоятельства и формат. И второе не задалось. Мы имеем новых злодеев (и героев), новые элементы мира, дополняющие уже известную вселенную... но движения не хватает. Как вызывало лёгкое недоумение ощущение застоя в рамках одной книги, так прочтение трёх многократно усилило это чувство, и до меня наконец дошло. Это же скука! Именно она.
И смена стиля в четвёртой части - от приятной иронии автор ушёл куда-то в мистику с психоделическим оттенком, - окончательно убила мой интерес. Увы и ах.
В итоге, перед нами хорошая серия. Её несомненные достоинства - отличный стиль и продуманный сюжет. Постельные сцены (кстати, очень неплохие) не позволят мне отнести эти книги к подростковым. Интересно, ярко, не нагружает. Да и просто приятно наблюдать, как разворачивается действие на знакомых улочках. Такой развлекательная литература и должна быть.
Тем не менее, если Вы ищете мир, в котором утонете, который будет подкупать реалистичной атмосферой и глубокими характерами... то можете, конечно, прочесть серию дальше. Вдруг я до них просто не дошла, и писательскому гению нужно было время, чтобы раскрыться. Ну, или не трогать её вообще.
Спасибо за внимание. Мне будет интересно узнать Ваше мнение и получить критику (в мягкой форме).