Белорусская армия хуже оборудована, хуже финансируется и менее численная, чем польская. Зато больше людей находится в резерве.
Протесты в Белоруссии продолжаются и усиливаются. Некоторые опасаются, что на улицы могут выйти белорусские военные. Мы присмотрелись к армии нашего восточного соседа. Немногие данные являются общедоступными и актуальными, но на основе имеющихся анализов можно сделать вывод, что польский военный потенциал значительно превосходит возможности Минска.
Александр Лукашенко угрожает, что в случае эскалации антиправительственных протестов он может рассчитывать на помощь Кремля. Польша, в свою очередь, сообщает, что внимательно следит за белорусской границей. Между тем в последние несколько дней произошло дальнейшее расширение масштабов недовольства белорусов нынешней ситуацией.
- Анахроничная и агрессивная риторика Лукашенко свидетельствует о его беспомощности перед развитием событий и в то же время отчаянии в удержании власти любой ценой. Это также показывают сформулированные им предложения по использованию более неопределенной российской помощи в связи с угрозой безопасности как Белоруссии, так и России. (...) существует растущий риск возвращения властей, к силовым решениям проблем, особенно в тот момент, когда ослабевает сила пропаганды и не действуют спокойные попытки подавления демонстраций, - объясняет Камиль Клыщиньски, эксперт Центра Восточных Исследований.
Армия в Белоруссии в сравнении с польской армией
В СМИ некоторые из оппозиционеров опасаются, что режимом могут использоваться не только Службы безопасности, но и военные. Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер призвал в понедельник белорусских военных не применять силу против участников послевыборных протестов. Ситуация обостряется. События за нашей восточной границей ставят перед нами вопрос о военном потенциале Белоруссии. Мы проверили имеющуюся информацию по этому вопросу.
Во-первых, Белоруссия не выделяет на оборону значительных сумм из своего бюджета, как, например, это делает Россия (3,4 процента ВВП), Израиль (5,3 процента ВВП), или Саудовская Аравия (8 процентов ВВП). Согласно последним имеющимся данным Всемирного банка, Белоруссия на военный потенциал выделила в 2018 г. 1,26 процента ВВП. Польша в это время потратила около 2 процентов своего ВВП, тогда как в среднем по миру в этом диапазоне 2,14 процента., а средний процент по ЕС - 1,45.
Более того, согласно рейтингу Global Firepower 2020, объединяющему 138 государств по милитаристскому прогрессу, Белоруссия занимает 53-е место, в то время как Польша 21.
Как говорится в отчете к рейтингу, в Польше службу в армии проходит около 120 тыс. человек, в то время как за восточной границей службу несут 45,5 тыс. человек. Это различие связано с населением Беларуси. В то время, когда в Польше проживает 38 млн человек, население Белоруссии составляет 9,6 млн.
Дело обстоит совсем иначе, когда речь идет о резервах. В Польше готовых к бою резервовистов, по данным Global Firepower, 75,4 тыс. человек, тогда как в Белоруссии 300 тыс.
Качественное оружие
Наблюдая за количеством вооружения, Польша выше Белоруссии на голову. Давайте посмотрим на военно-воздушные силы. Как подсчитывает Global Firepower, Польша располагает 457 воздушными единицами, в том числе 91 боевыми самолетами, в то время как Белоруссия-202 единицами, в том числе 39 боевыми самолетами.
Сухопутные силы также преобладают на стороне Варшавы, а не Минска. У нас 1069 боевых танков, 2,5 тыс. бронеавтомобилей и почти 505 самоходных артиллерийских установок, в то время как у белорусов в их резервах соответственно 532 боевых танка, 1,5 тыс. бронемашин и 482 единицы самоходной артиллерии