В августе 2020 года вышел «Whoosh!», 21-й по счету альбом группы Deep Purple, классиков тяжелого рока, традиционно пользующихся огромной популярностью в России. Среди вошедших в него песен выделяется перезаписанный текущим составом ансамбля инструментал «And the Address», с которого более полувека назад начиналась самая первая пластинка группы — более того, это был вообще самый первый музыкальный фрагмент, совместно сочиненный основателями Deep Purple, гитаристом Ричи Блэкмором и клавишником Джоном Лордом.
Подобная кольцевая композиция не может не навести на мысль: а не станет ли «Whoosh!» последним «пёрпловским» релизом? Вокалисту Иэну Гиллану на этой неделе исполняется 75 лет — история, конечно, знала музыкантов, активно гастролировавших и в более почтенном возрасте, но если Гиллан и его коллеги в этом месте решат поставить в истории группы точку, вряд ли кто-то их за это осудит.
Deep Purple считаются легендами хард-рока, и вполне заслуженно: в начале 1970-х они наряду с Led Zeppelin и Black Sabbath входили в звездный британский хард-роковый триумвират. Тем не менее, за многолетнюю карьеру группа играла довольно-таки неоднородную музыку, а частые смены состава приводили к тому, что записи «пёрплов» порой существенно отличались друг от друга. Ниже — пять ярких композиций: по одной на каждый период в истории ансамбля.
«April» (1969)
Первые полтора года существования Deep Purple в группе ещё не было никакого Иэна Гиллана, а в её саунде — почти никакого хард-рока: на звучание, которое принесет ансамблю международную известность, осторожно намекали разве что редкие колюще-режущие соло Ричи Блэкмора. Ранние Deep Purple с Родом Эвансом у микрофона играли неопределённый, но обаятельный микс разных стилей конца 1960-х — итогом развития группы в этот период стала амбициозная композиция, подытоживавшая третий альбом. Это трехчастная арт-роковая сюита: сначала стильный, атмосферный инструментал, затем оркестровая интерлюдия авторства Джона Лорда и наконец в финале — убедительная эмоциональная рок-баллада с изобретательной гитарной партией и подобающе слезливым вокалом Эванса: не пройдёт и нескольких месяцев, как его место в ансамбле отдадут другому.
«Child in Time» (1970)
Из наследия классического состава Deep Purple (Ричи Блэкмор — гитара, Джон Лорд — клавишные, Иэн Пэйс — ударные, Иэн Гиллан — вокал, Роджер Гловер — бас) тяжело выбрать одну композицию: альбомы «In Rock», «Fireball» и «Machine Head» небезосновательно считаются вершинами тяжелого рока, свои поклонники есть и у пластинки «Who Do We Think We Are», а также записей реформированных Deep Purple 1980-х годов.
И всё-таки самой впечатляющей декларацией о намерениях стала «Child in Time», ещё одна протяжённая композиция, которую от «April» отделяет всего девять месяцев — и грандиозная стилистическая пропасть. Проникновенное, вкрадчивое начало с патетическим антивоенным текстом сменяется мощнейшим хард-роковым шабашем: новый вокалист демонстрирует всю крепость своих связок, а Лорд и Блэкмор обмениваются хлесткими соло.
«Burn» (1974)
Золотого состава Deep Purple хватило на три года — дальше Гиллан и Гловер разбрелись кто куда, а на их место взяли певца Дэвида Ковердейла и бас-гитариста (и, кстати, тоже певца) Гленна Хьюза. Инъекция новой крови сказалась на стиле: чем дальше, тем больше в саунде группы было блюза, фанка и пауэр-баллад — привычное хард-роковое сердцебиение Deep Purple как будто бы стало неровным, прерывистым.
Тем не менее, «Burn», песня, открывающая одноименный альбом, первый для третьего состава группы, — это тяжёлый манифест в лучших традициях: сокрушительный гитарный рифф, классицизирующие органные соло (не одно, а целых два!), скоростной ритм и ярко эмоционально заряженный, то захлебывающийся, то сбивающийся на визг вокал.
«This Time Around / Owed to “G”» (1975)
Новый цикл — и новые люди: на сей раз в составе нет Ричи Блэкмора, человека, до сих пор первым делом ассоциирующегося с самим брендом «Deep Purple». Его сменщик, американец Томми Болин, сотрудничал с ансамблем совсем недолго, но успел оставить свой след: формальным свидетельством его участия в Deep Purple стал один студийный альбом и пара концертников, неформальным — окончательная переориентация группы с классического хард-рока на более американизированное, прифанкованное звучание.
Пластинку «Come Taste the Band» 1975 года многие недолюбливают — Блэкмор не без ревности говорил, что ансамбль на ней играл «музыку для чистки обуви», — тем не менее, если не подходить к ней с меркой «In Rock» или «Machine Head», то она как минимум любопытна. А фортепианная баллада «This Time Around», переходящая в напряжённый инструментал «Owed to “G”» — её лучший эпизод.
«Sometimes I Feel Like Screaming» (1996)
Классический состав Deep Purple воссоединился в 1984-м, но, несмотря на отдельные успехи, так и не смог вновь обрести то вдохновение, которое буквально сочилось из записей начала 1970-х. Не было бы счастья, да несчастье помогло — после невнятного альбома «The Battle Rages On» проект в очередной раз покинул Ричи Блэкмор, перепридумавший себя в образе фолк-менестреля.
С новым гитаристом Стивом Морсом группа в 1996 году записала «Purpendicular», свой лучший релиз за двадцать лет. Как и Болин ранее, Морс предпочёл не копировать блэкморовский стиль — вместо этого он привнёс в звучание Deep Purple свой опыт исполнения прог-рока и фьюжна (в группах Kansas и Dixie Dregs соответственно). В результате «Purpendicular» стал самой разнообразной и непредсказуемой записью в дискографии зрелых DP, а мейнстримная, но неотразимая баллада «Sometimes I Feel Like Screaming» — новым концертным фаворитом.
Текст: Лев Ганкин