Фильмы Ивана Дыховичного вошли в историю российского кинематографа, хотя широким массам его картины почти незнакомы. Ведь он снимал лишь то, что хотел и как хотел.
Не зная компромиссов
Сохранилась видеозапись десятилетнего юбилея прославленной «Таганки». На них ведущие актеры театра: Виталий Шаповалов, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий и, собственно, Иван Дыховичный. Молодой, энергичный, живой…
Болезнь к Ивану Дыховичному пришла неожиданно - диагноз «рак». Вам осталось недолго, огласили врачи приговор. Началась изнурительная борьба с тяжелым недугом. Долгие четыре года он ждал приближающейся развязки. Он боролся, как мог. Просил не жалеть себя. Запретил приезжать в больницу.
Он знал, что обречен, и боялся не успеть закончить свою последнюю ленту «Европа-Азия». Это смешная история о нашей действительности. Мало кто знает, что монтажом последней своей кинокомедии смертельно больной режиссер руководил уже из палаты онкологической клиники.
«Я не думаю о том, что умру. И не хочу об этом думать. Это случится, безусловно, - со всеми нами это произойдет. Но я живу и хочу снять следующую картину. Может быть, мне не удастся, но я все равно попытаюсь это сделать», - признавался он.
Что бы Дыховичный ни делал в жизни, играл ли он на прославленной сцене «Таганки» или снимал свое кино, устраивал пирушки с Высоцким или гонял на первом в Москве «Феррари», это становилось праздником, было стильным, широко обсуждалось. И имело знак качества «Дыховичный».
Иван рос в артистической среде. Отец, Владимир Дыховичный, был драматургом и писателем. Мама, красавица Александра Синани, была балериной Театра Станиславского. В семье Дыховичных часто бывали знаменитые гости. Устраивались посиделки за чаем. Любили сочинять песни. Знаменитая песня «Мишка-одессит», придуманная отцом Ивана и его коллегами в один из таких вечеров, приглянулась Утесову. И ее запела вся страна.
В те годы жизнь за пределами уютной квартирки на Чистых прудах семьи Дыховичных была временами смертельно опасной. Многие из друзей родителей Ивана сгинут в сталинских лагерях.
Детские ощущения сталинской эпохи, всепоглощающего страха за родителей Дыховичный точно передаст в фильме 1992 года «Прорва». Но сделает это с присущей только ему изящностью и легкостью. Критики заговорят об особом стиле режиссера. «Прорва» - мощный антисталинский фильм: яркий, воздушный, музыкальный. Дыховичный как будто специально окунает зрителя в атмосферу показной легкости того времени. Не жизнь, а сплошной анекдот. Анекдот, за который расстреливали.
Передать дух времени в «Прорве» Дыховичному, конечно, помогли воспоминания. Воспоминания о доме, родителях, которых он рано потерял и по которым бесконечно скучал. Кажется, он так и не смог смириться до конца жизни с этой потерей.
Повзрослев, Иван не мог отказать себе в удовольствии модно одеваться, гонять на редких и дорогих машинах, встречаться с красивыми женщинами. За это его не любили, называли «стилягой», «снобом». Мол, вырос в семье артистов, с детства привык к светскому обществу, катается как сыр в масле.
А Дыховичный и не оправдывался. Он с удовольствием поддерживал этот миф. Только близкие друзья знали правду: он всего добивался сам, исключительно благодаря таланту, уму и силе характера. Иван не мог проводить дни в праздности, у него была цель: стать артистом.
Он поступает в Школу-студию МХАТ. Но через год его отчисляют за профнепригодность. Радомысленский, ректор этого уважаемого театрального вуза, вызвал Дыховичного в кабинет и сказал, что дает руку на отсечение, но актером Ивану точно быть не дано.
Спустя уже много лет на сцене знаменитой «Таганки» Дыховичный играл Коровьева в «Мастере и Маргарите». И вдруг увидел знакомого ректора в зале. Тогда он, одетый в одни трусы, подбежал к Радомысленскому, схватил его за рукав и сказал: «Отдавай руку, сука!» Евгений Вениаминович дико перепугался.
В 1966 году, после отчисления из Мхатовской школы-студии, Дыховичный потупил в знаменитую «Щуку» вольным слушателем. Иван сразу стал заводилой на курсе, а это было непросто. Ведь за соседними партами оттачивали свое мастерство будущие звезды театра и кино: Александр Кайдановский, Ян Арлазоров, Нина Русланова, Леонид Филатов, Борис Галкин…
Оценивать актерское мастерство друг друга на сцене было не принято. Но когда в дипломных спектаклях играл Иван, то посмотреть на него сбегалось едва ли не все училище. Актер Владимир Качан рассказывал: «На мой взгляд, Дыховичный-артист раз в десять сильнее Дыховичного-режиссера. Несмотря на свою специфическую внешность, он был бы поглавнее Андрея Миронова».
Режиссер не для всех
Но не только блистательной актерской игрой удивляет всех молодой артист Дыховичный. У него новое увлечение – гитара. Иван не только пишет романсы на стихи известных поэтов, но и сам их исполняет. Этот талант пригодится Дыховичному очень скоро. После недолгой работы на сцене Театра миниатюр Аркадия Райкина в Ленинграде Иван возвращается в Москву и поступает на службу в один из самых бунтарских театров столицы. В легендарную «Таганку». Юрий Любимов взял его именно за умение играть на гитаре. Здесь он выполняет еще и работу композитора и исполнителя.
С неизменным аншлагом идет «Мастер и Маргарита», где Иван блистательно исполняет роль Коровьева. Очень быстро Дыховичный становится ведущим актером Театра на Таганке. Он играет по тридцать спектаклей в месяц. Посмотреть на эксцентричного слугу из банды Воланда приходили даже члены Политбюро ЦК. Порой все первые шесть рядов были заняты только представителями высшей номенклатуры и их женами.
Тогда это было таганское братство актеров. Спектакли на грани дозволенного, собиравшие аншлаги. Смелые, почти запрещенные песни и ночные застолья. Такой крутой компании блистательных актеров не было, пожалуй, нигде и никогда.
Когда Дыховичный объявил, что женится на Ольге Полянской, дочери высокопоставленного чиновника Дмитрия Полянского, являющегося фактически правой рукой Брежнева, Высоцкий сразу поддержал друга. Хотя многих этот брак не только настораживал, но и раздражал.
Молодой актер женился по любви. Играть по правилам могущественного тестя Дыховичный не стал бы, да и характер не позволял. Этот брак принес ему больше проблем, чем перспектив, которые ему пророчили. Именно Иван настоял, чтобы на его свадьбу, где гуляли крупные партийные боссы, пустили его друга Владимира Высоцкого, которого власти считали махровым антисоветчиком.
Спустя тридцать лет режиссер Дыховичный сможет воплотить на экране ощущение и иронию того времени, переплетение жизненных катаклизмов - как своих собственных, так и целого поколения. Это будет фильм «Копейка».
После десяти лет работы на прославленной театральной сцене Дыховичный понимает, что для него счастье – это снимать кино. Он уходит из «Таганки». Любимов его не удерживает. Он уверен, что скоро его ведущий актер придет назад. Ну какая режиссура, он же актер от Бога! Но в театр Дыховичный больше не вернется.
В режиссуре Дыховичного никто не ждал. Коллеги встретили прохладно, можно сказать, враждебно. Но Ивану Владимировичу повезло: рядом оказался Андрей Тарковский. Один из первых, а, может быть, и единственный из мэтров, кто вдохновил молодого режиссера на профессию.
Полнометражный фильм «Черный монах» по произведению Чехова стал дебютом Дыховичного в большом кино. И сразу успех – приз на фестивале в Венеции. А вот на Родине критики обвиняли его в эстетстве и тарковщине. Что поделать, ведь Андрей Тарковский повилял на всех молодых режиссеров того времени. Позднее Дыховичный признается, что сложнее всего было решиться позвать за камеру Вадима Юсова – любимого оператора Тарковского.
За двадцать лет Дыховичный снимет около десяти полнометражных картин. Однако его фильмы почти не показывали. Счастливым исключением станет лишь «Копейка», снятая по сценарию скандального писателя Владимира Сорокина. Картина единственная выйдет в прокат и принесет Дыховичному широкое признание. Хотя и критики, и коллеги ожидали от фильма большего.
В «Копейке» снялась Ольга Дыховичная – третья и последняя любовь Ивана Владимировича. Они познакомятся случайно, когда Оля придет на телевидение пробоваться на роль ведущей.
Ведущей Ольга так и не станет, а вот замуж за известного режиссера выйдет. Несмотря на разницу в возрасте почти в тридцать лет. И будет всегда рядом - и на съемочной площадке, и в больничной палате.
Парадокс: при всей неудобности Ивана, его бескомпромиссности и зависти окружающих многие стремились с ним познакомиться, многим он дал путевку в жизнь. Он умел дружить, умел любить. Боролся с болезнью и не унывал. Он умер в сентябре 2009-го.
Продолжатели рода
2 января 2019 года актер Владимир Дыховичный, сын режиссера Ивана Дыховичного, скончался в возрасте 30 лет. У режиссера также есть сын Дмитрий от первого брака, который занимается дизайнерским искусством и много лет живет в Германии. Владимир же родился во втором браке с Ольгой Черепановой.
После развода женщина переехала в США, а сын остался в Москве продолжать дело отца. В основном ему доставались роли второго плана в таких картинах, как «Лето», «Невидимки» и «Икария». Единственный центральный персонаж в его карьере - пианист Роман в фильме «Вдвоем на льдине».
В прессе писали, что причина смерти сына Владимира Дыховичного – злоупотребление запрещенными веществами. Однако, как следует из слов Ольги Дыховичной - вдовы режиссера, запрещенные препараты послужили лишь отягчающим обстоятельством хронической болезни молодого актера. «У Володи был сахарный диабет первого типа, с которым он жил 15 лет. Каждый день приходилось делать несколько сложных уколов», - сообщает Ольга.
Как говорят, талантливые люди успешны во всем. Так можно сказать о выдающемся советском и российском режиссере, актере, сценаристе и телеведущем, обладателе «Ники» и «Золотого дракона» Иване Дыховичном, в жизни которого были не только великие друзья, интересная работа, любимые женщины, а главное внутренняя гармония с самим собой.
Оцените пост и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Будем вам признательны за репосты наших статей в СоцСети
Другие статьи нашего канала
- 5 ЗНАМЕНИТОСТЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ ИСПЫТАНИЙ И СВЕЛИ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ.
- ВЕРА СОТНИКОВА - МЕЧТА МИЛЛИОНОВ МУЖЧИН БЫЛА ЗАМУЖЕМ ЗА ДВОРНИКОМ
- ФИЛЬМ "ИНТЕРДЕВОЧКА": ПЛЕЯДА ЗНАМЕНИТЫХ АКТЕРОВ, КОТОРЫЕ УШЛИ ИЗ ЖИЗНИ.
- УС5ПЕХ "ПО БЛАТУ": АКТРИСЫ, КОТОРЫХ "НАВЯЗАЛИ" И ПРОДВИНУЛИ В КРУПНЫЕ ФИЛЬМЫ.
- НАТАЛИ ВУД ДРАМАТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ АКТРИСЫ
- ТАЙНЫ АКТЕРСКОЙ ДИНАСТИИ ЕФРЕМОВЫХ: КТО ИЗ СЕМЬИ ОСТАЕТСЯ В ТЕНИ ЗНАМЕНИТЫХ АРТИСТОВ