Как всё начиналось?
Мы с другом постоянно обсуждаем способы заработать деньги, которые не связаны с работой по найму. Однажды заговорили об игре "Монополия". Он когда-то купил макеты игры "Монополия Ставрополь" и забросил этот проект. Меня заинтересовало. Но пугало нарушение авторских прав, поэтому я предложил выпускать эту игру под новым брендом и с новым дизайном. После спора длинною в 3 дня, я его убедил. Но вскоре он бросил над этим работать, и я продолжил один.
Идея
Главной целью было сделать игру по типу "Монополии", но дешевле в 2-3 раза. Я хотел, чтобы позволить ее мог себе человек среднего класса. "Монополия" — известный бренд и недешевый. Поэтому на рынке много её клонов - "Менеджер" и другие игры. У них две общих черты: нагроможденный дизайн и низкое качество. "Монополия" — the best. Моя игра должна была превосходить её двойников, чтобы выжить. Решил улучшить качество и дизайн. Третьей целью было адаптировать игру под ставропольский сеттинг, сделать ее только для ставропольцев. Дальше можно было бы продавать франшизы в другие города.
Начало
Моя сестра -дизайнер. Если кто-то мог сделать макеты игры с нуля, да еще и недорого, то это она. Через месяц работы мы создали макеты игры.
Производство
Начал думать о производстве. Нашел поставщиков материалов — картона, самоклеящихся пленок и т. д. Кое-где даже выбил скидки. На AliExpress оптом заказал фишки и кубики для игры. Нашел типографии, где качественно напечатали. Первую партию решил сделать 10 штук. Склеить игру было сложно, трудо- и времязатратно. Делали вручную, это было видно по конечному продукту. И потенциальные покупатели тоже это видели. Себестоимость такой игры получилась 800 рублей без учета рекламы. Розничную цену назначил 1500 руб. А выглядела на 1000 руб. Игру сделали из плотного картона и качественно напечатали, но склейка подвела. При качественной склейке можно было бы ее продавать за 2000 руб.
Тестирование
Продукт готов, пора тестировать его на людях. Во время игрового процесса мы нашли кучу недостатков: опечатки, отсутствие игрового баланса, грамматические ошибки. Деваться было некуда, пришлось продавать то, что есть.
Маркетинг
Для продвижения игры создал группу в VK, снял видео, сделал фотографии, написал рекламные тексты. Этого недостаточно, нужна реклама. Настроил таргетированную рекламу. После того, как рекламный бюджет кончился, я понял, две вещи. Первая: бюджет должен быть большим. Второе: моя игра — это НОВЫЙ продукт, а не "чехлы на айфоны", его не станут покупать просто так. В итоге, всё надоело, не знал как быть дальше. И я бросил это дело.
Чему меня научил этот проект?
Каждая неудача многому учит. Эта научила следующему:
1. Продукт не первой необходимости продается не так, как хлеб.
2. Новый продукт требует хорошего пиара, а реклама — второстепенна.
3. Производство должно быть легко осуществимым.
4. Себестоимость должна быть низкой, хотя бы раза в 2 ниже нынешней.
5. Перед производством тщательно проверить продукт на ВСЕ ошибки.
6. Сбывать продукт нужно на уже раскрученных площадках. Создавать свою и раскручивать её — пустые затраты времени и денег.
А что если повторить?
С тех пор, прошел год. Мой уровень знаний и опыта вырос в разы. Как бы я действовал, сейчас, зная то, чего не знал тогда?
Тест идеи
Для начала бы протестировал нужна ли эта игра людям. Для этого создал бы ее прототип — 3D-модель и подробное описание идеи. Выложил бы это на раскрученное СМИ — Нетипичный Ставрополь или что-то такое. Прикрепил бы опрос чтобы оценить потребительский спрос и готовность купить. Если бы получил хотя бы 100 заинтересованных людей начал бы действовать. Из 100 человек 10 купили бы, а это то, что нужно для начала. Еще узнал бы их мнение о предполагаемой цене.
Прошелся бы по магазинам где продаются настольные игры и узнал мнение продавцов. Кто-кто, а они знают, что люди покупают, а что нет. И будут ли они покупать это. Заодно нашел бы первых потенциальных оптовых покупателей. Узнал бы у них о цене: розничной и оптовой.
Разработка и тестирование
Нарисовал бы игру вручную на листе бумаги. Сыграл бы раз 10 с разными людьми. Узнал бы их мнение и спросил бы совета. Все недочеты и ошибки выписал бы и исправил.
Производство
К дизайнеру претензий нет, кроме ошибок, которых быть не должно. Производство бы отдал на аутсорсинг предприятию, где уже выпускаются игры. Желательно, за процент от продаж. Стороннее производство снизило бы себестоимость и повысило бы качество.
Реализация
Сначала бы попытался продать игру той сотне, которая в опросе заинтересовалась игрой по розничной цене. Это горячие покупатели, поэтому можно продать сразу и дорого. Потом оптом продал бы в магазины, где узнавал мнения об игре. Еще можно было бы отдать под реализацию, но это не так эффективно. Лучше сделать маржу меньше, заработать меньше, но сразу.
Маркетинг
Позаботился бы о пиаре. Первое, что приходит в голову - посты в раскрученных пабликах в VK и у блоггеров в Instagram. Еще можно подарить нескольким антикафе с раскрученными аккаунтами за пост с хештегом или ссылкой на группу.
Выводы
Этот проект провалился. Я не создал то, что планировал, толком ничего не продал и потерял деньги. Но я рад, что этим занимался. Получил колоссальное количество опыта и знаний. Увидел изнутри, что такое стартап и производство.