Понимаю, сейчас лето, период отпусков, хочется лёгкого чтива. И всё же не удержалась, раскрыла том с пометкой «бизнес-роман». Пробежала пару страниц и уже не смогла оторваться.
Американский писатель и социалист Эптон Синклер эпохально родился и умер. Он появился на свет в 1878 году и воочию видел зарождение капитализма. А ушёл из жизни в 1968-м, то есть имел возможность наблюдать рост стран с социалистической ориентацией. Между этими двумя теориями и мечутся его многочисленные литературные произведения (что-то около девяти десятков). Впрочем, пересыпаны они подробностями человеческих судеб, описанием нравов, характеристикой экономических отношений, поэтому читаются увлекательно.
Я в два дня осилила небольшой роман «Автомобильный король». Сюжет скалькирован с биографии основателя автомобильной империи Генри Форда. Удивительно, что описываемые там события, схемы, лекала нисколько не устарели.
Юношей Генри задумал сделать так, чтобы запрягаемая лошадьми коляска могла обходиться без живой тягловой силы и ехала сама. Он много лет работал в мастерской, конструируя мотор. Живущая по соседству ребятня из бедных семей помогала ему толкать упорно не желавшую ехать пролётку, сочувствовала, подносила инструменты. И когда опыт удался, Форд расширил мастерскую — эта же беднота повалила в чуть попросторневший цех осуществлять сборку.
Постепенно к идее присоединялись конструкторы. Автомобиль усовершенствовался, набирал популярность. Форд наращивал объёмы и постоянно удешевлял розницу. На его заводах росла заработная плата, рабочих кормили в дешёвых столовых. Он сократил смену с 14 часов до 10-ти. У ворот фордовских заводов стояли очереди, чтобы попасть в этот рай.
А далее Синклер препарирует внутренний мир своего героя. Как деньги делали его жёстче, жаднее, как он отдалялся от тех, с кем когда-то толкал не желавшую оживать коляску по пыльным детройтским улицам, как научился выжимать из рабочих все соки, поделив их жизнь на труд у сборочного конвейера и короткий 6-часовой сон, и в итоге пришёл к нравственному краху. Видимо, чтобы очертить падение рельефнее, Синклер успех Форда развивает на фоне неуспеха Эбнера Шатта — одного из ватаги мальчишек, наблюдавших восхождение кумира.
Роман ставит вопросы, ответы на которые не найдены до сих пор. На капиталистические отношения нынешние политтехнологи постоянно навешивают социалистический декор и убеждают людей, что за этим — правда. На днях на канале ОТР застала бурный спор. Рядовые частного производства очень нелицеприятно отзывались о нынешних «королях» — ресторанных, торговых, отельных. Работают на себя и для себя, персонал держат на полуголодном пайке, постоянно рычат, мол, не нравится — на улице хвост желающих занять ваше место, не потратят лишнюю копейку на благоустройство города, не помогут социальным учреждениям. Доллар, как некогда Генри Форда, ведёт эту публику своей широкой дорогой. И в этом плане Эптон Синклер оказался провидцем.
Искренне ваша,
Ирина ИВАНЧЕНКО