Найти тему

ГНЕВ и СМИРЕНИЕ

Сказание из Великой Махабхараты - 3.29

Драупади сказала:
Для пояснения этого обычно излагают такое древнее преданье о беседе Прахлады с Бали, сыном Вирочаны. Спросил однажды Бали у деда своего, многомудрого Прахлады, Царя дайтьев и асуров, обретшего знание различных путей дхармы:
«Есть у меня одно сомнение, дедушка; прошу тебя, разъясни мне толком, что лучше: смирение или же пламенность духа? О чём ты скажешь, о знаток дхармы, что оно предпочтительней, тому я и буду всецело следовать, согласуясь с твоим указанием». И на просьбу Бали разрешить его сомнение, мудрый праотец, постигший правильное решение всех вопросов, отвечал ему с исчерпывающей полнотой.

Прахлада сказал:
Вот две бесспорные истины, узнай их, сын мой: нехорошо во всех случаях проявлять пламенность сердца, нехорошо также и со всем смиряться. Человека неизменно кроткого постигают многие беды; свои же слуги, да и люди сторонние выказывают ему пренебрежение, и никто из живущих не уважает его; а потому мудрые, осуждают постоянство в смирении. Слуги, привыкнув презирать такого хозяина, впадают в бездну пороков; суетные умом, стремятся они завладеть его богатствами.

Вверит ли он на их попечение колесницу, одежды, украшения, ложа, сиденья, яства, напитки и любое другое добро — эти безумцы тотчас и присвоят, что им понравится; велит ли им хозяин передать что-либо в дар — то против воли его не передадут. И почитания, положенного хозяину, они никогда не воздают ему; а ведь непочтительность, как известно всему свету, хуже даже смерти. С таким смиренником, сын мой, дети его, слуги, посыльные, да и посторонние люди становятся дерзки в речах. Презирая исполненного кротости, они домогаются даже жён его, а жёны, неразумные, ведут себя, как им заблагорассудится. Вечно предаются они развлечениям и чуть отойдут от супруга — уже в грехе, достойном наказания, уже порочны; а от порочных жён — одна беда! Вот каковы, не говоря о многих других, изъяны, присущие тем, кто вечно кроток; теперь же, сын Вирочаны, узнай, какие есть изъяны у тех, кто лишен кротости.

Если кто, обуянный лютостью, мощью пыла своего налагает без разбору всяческие кары и на правого, и на виноватого, то, одержимый вспыльчивостью, вступает он во вражду со своими друзьями, пожинает неприязнь всех людей, даже своих близких. И до того человека этого доводит гордыня, что он теряет свои богатства, встречает повсюду осуждение и презрение, наживает врагов, жаждущих ссоры, ищущих причинить ему боль. Человек, который в гневе подвергает без разбору других людей различным карам, весьма скоро лишается власти, разлучается даже с родными своими и с самой жизнью.

Того, кто обращает пламя своего гнева равно и на друзей, и на недругов, люди страшатся, как заползшей в дом змеи. А тот, кого все страшатся, может ли жить спокойно? Стоит только людям разведать, где его слабое место, как они непременно спешат причинить ему вред. Потому не должно давать много воли сердечному пылу, как не следует и оставаться неизменно кротким. Тому же, кто в подобающем случае кроток, а в другом, по необходимости, суров, поистине, уготовано счастье и в этом мире, и в ином.

Слушай, я подробно опишу тебе, в каких именно случаях подобает являть смирение; ты же не отклоняйся впредь от этих возвещенных мудрецами правил. Если тот, кто прежде сделал тебе добро, будет повинен перед тобой, но не слишком тяжко, надлежит простить ему его вину, памятуя о прежнем благодеянии. Подлежат прощению также люди, обидевшие тебя по невежеству своему; ведь никогда не был легким для человека путь к учености. Но таких извращенных умом негодяев, которые, совершив обдуманный шаг, выдают тебе его потом за необдуманный, следует уничтожать, как бы ни была вина их незначительна.

Любой человек, впервые причинивший тебе обиду, должен быть прощен; повторный проступок, пусть сколь угодно малый, заслуживает смерти. Мудрые говорят, что если кто нанёс тебе обиду, будучи в неведении, то надо это тщательнейшим образом проверить и, если подтвердится, то простить его. Добротой побеждают слабость, добротой одолевают жестокость, для доброты нет недостижимого, а потому доброта — вернейшее из средств.

Следует сообразовываться с преимуществами своими и слабостями, а также с местом и временем; и время, и место надо тщательно выбирать; не к месту же и не ко времени ничего предпринимать нельзя. Иногда, например, опасаясь народного мнения, приходится и виновным даровать прощение. В таких вот описанных мною тебе случаях следует проявлять терпимость; при всех же иных обстоятельствах подобает, говорят, проявить свой гневный пыл.

Драупади сказала:
Полагаю, владыка людей, что пора обратить твой гневный пыл на завистливых, неуемных в злодействах сыновей Дхритараштры! Ведь то, что содеяли потомки Куру, не подходит ни под один из тех случаев, в которых можно проявить терпимость; это случай, когда нужно проявить гневный пыл, и тебе подобает дать волю неистовству гнева! Кроткого люди презирают, неистового — боятся; кто же, согласуясь с обстоятельствами, чередует эти два образа действий — тот истинный владыка земли!

Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.

Чтобы ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ, Вы можете кликать на любые рекламные банеры на канале. Для ВАС ЭТО БЕСПЛАТНО так как Яндекс снимает средства с рекламодателя и определенным процентом делится с автором канала. Также Вы можете пожертвовать в дар любую сумму, посильную для Вас, через прикреплённую форму ниже. Благодарю за поддержку! Всех Вам благ!

Читайте также:

Женская красота спасает мир

Сказание о восхождении в рай

Наука о пользе - действия и успех

Путь к Богу

Сын царя и Бог

Шримад Бхагаватам с вайшнавским смыслом