Найти тему
КАЛЕЙДОСКОП

Давно пора убрать некоторые произведения из школьной программы

Вас остановил корреспондент на улице- допустим на минутку, что вы стали героем передачи- и задал вопрос: "Какой предмет вы считаете самым важным в школьной программе?" Что бы вы ответили? Физика и математика-- поможет в быту? Химия- впереди масса открытий, вплоть до изобретения лекарства (от коронавируса))) , и физика тут как тут- полетим на другую планету! Изобретем приборы. Информатика! Мы все сейчас от неё зависим. Русский - прежде всего грамотность, скажут многие, не могу не согласиться. Иностранный- за этим будущее, интеграция. В общем, сколько людей, столько и мнений, этого никто не отменял. Почему-то мне кажется, что немногие назовут литературу самым важным предметом. А тем не менее считаю, что это так и есть. И постараюсь объяснить, почему.

Многие самым лучшим досугом назовут время, проведённое с книгой, и это радует. Раньше у всех были подписки классиков. В стенке, непременном атрибуте всех квартир, стояли в ряд произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого и даже по соседству была зарубежка- Диккенс, Хеминуэй, Стейнбек, Дюма- это вообще счастливчики... Сейчас многое изменилось, есть книги электронные, я не сторонник отказываться от печатного слова, но это, согласитесь, альтернатива. Нет книги- зашёл в интернет и читай. Но речь о чтении в школе, то есть о том, что дети узнают на уроках. И боюсь быть неправильно понятой, тут я не сторонник манифеста футуристов и не ратую за "сбрасывание" с корабля истории классиков. Но есть несколько вопросов.

Жизнь неумолимо движется вперёд, на дворе 21 век, и в нем, как и в 20, есть свои свершения, открытия, события, достижения. И они находят отражение в творчестве писателя. Да, решето, сквозь которое создатели программ школьного образования будут просеивать эти произведения, должно быть очень частым, но нужно начинать это делать.

Простой пример-А. С. Грибоедов "Горе от ума" - великолепное произведение, разобранное на афоризмы, говорят, сам Пушкин завидовал тезке и его славе... Но язык почти 18 века- тяжёлый, сложный, витиеватый. И реалии от нас далеки. Это примерно как дать жителю Афин поэму Гомера и сказать- читай, понимай, делай выводы. Как объяснить современному школьнику фразу "Зефиры и Амуры распроданы поодиночке"? Там нужно интегированный урок делать, объяснять суть крепостного права и примеры приводить из театра из крепостных и обсуждать торговлю крепостными и прочее, а время? Оно ограничено. Что значит "Счастливые часов не наблюдают?" Самый популярный ответ- сейчас не носят наручные часы. Прошло 200 лет после создания комедии, и пора бы нам поискать достойную замену (я сейчас не имею в виду Донцову).

Почему литература для меня самый важный школьный предмет? Она учит быть достойным, честным, добрым, щедрым, умным человеком. Она учит человека быть человеком. На примерах, порой отрицательных, на выводах, которые строим, на образах, которые видим. Отказался Гринев под страхом смерти служить Пугачеву, а Швабрин всех предал, перешёл на сторону врага- все понятно, зарубка есть. Читаем, учимся, делаем свои выводы. А если не разберутся юные читатели в сложной речи и махнут рукой? Просто "банк" произведений пора бы и обновить. Ну хоть слегка. А если вы против, интересно понять и вашу позицию.

Поймите правильно: и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и.... незаменимы. Добавим к ним авторов 20 века... Продумаем. Подумаем.

Уважаемые читатели, составим список современных писателей 20-21 века, произведения которых достойны быть представленными вниманию юных читателей.

Интересно узнать ваше мнение.