Кто-нибудь, вот по этой фотографии скажет, что за место я описываю в этой статье?
Москва начала XX века, маленькие переулки и улочки, дома не выше пяти этажей, но преобладают в большем количестве одно и двух этажные здания. Представьте себе, несколько улиц и переулков сходятся в одной точке, образуя небольшую площадь с фонтаном и зеленью в центре, все тихо и спокойно, без суеты. Еще все пропитано историей, дома помнят знаменитых людей и поэтов. Например дом, что под номером 12, здесь бывал Александр Сергеевич и жил в нем по приезду в 1826 году в квартире своего друга Соболевского. Именно здесь, Пушкин пишет свое знаменитое «Послание в Сибирь». В доме Хомяковых, что находился на этой площади, бывал Николай Васильевич Гоголь, приходил и Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно в доме Хомяковых родилась легендарная «Гнесинка». В 1895 году было основано музыкальное училище, организаторами которой являлись музыкальные педагоги, выпускницы Московской консерватории сестры Елена, Евгения и Мария Гнесины.
Описание Собачьей площадки даёт Андрей Белый в своей новелле 1926 года «Московский чудак»:
«Вот скверик: за сквериком — домик. Сиреневый, белоколонный (ампир); крыша — легким овалом, скорей — полукуполом; наискось — серый просерый забор; строя угол, оливковый семиэтажный домина пространство обламывал кубами выступов в пять этажей, угрожающий пасть на затылок прохожего; дом вырвался в соседний проулок, давимый ватагой таких же кофейных, песочных и серых домов с шестигранниками полубашен и кубами выступов; издали, в нише, воздвигнутый рыцарь копья лезвием в пламень каменный змея разил над карнизами восьмиэтажного куба»
Здесь был дух той Москвы, он был в каждом уголке, в каждом переулке, в названии улиц и площадей, да что там говорить, он был в каждом булыжнике мостовой. Первая угроза тотального уничтожения этого уголка патриархальной Москвы возникла в 1935 году, когда был утвержден генплан развития Москвы, но свершиться, этому вандализму помешала война. И тишина сохранилась еще на 27 лет. Так продолжается до начала 60-ых годов. Тогда тишину и спокойный образ жизни нарушает грохот бульдозеров и грузовиков.
А здесь была знаменитая на весь район Арбата, Собачья Площадка.
В XVII веке окрестности улицы Большой Молчановки занимали дворы опричников и псарни Ивана Грозного. Краевед Константин Михайлов указывает, что Собачья площадка появилась между 1739 и 1759 годами. Предположительно, своё название участок получил, благодаря царским собачьим дворам. Однако, некоторые исследователи полагают, что оно связано с охотничьим рынком, располагавшимся на этом месте в XIX веке. К тому моменту ансамбль площади сформировали дворянские усадьбы в стиле ампир и неоготика, большинство из них возвели после пожара 1812 года.
Благодаря внучке Хомякова, которая в 1910 году на свои средства превратила это место из просто площадки в скверик с фонтанчиком с собачьими мордами на мраморной стеле.
Последние дни жизни площади.
Начало строительства. Снос Собачьей площадки.
Ушла навсегда со своим колоритом. Ушел и дух Москвы из этих мест, теперь на этом месте «вставные челюсти», так назвали любя, эту магистраль коренные москвичи, бывший Калининский проспект, ныне улица Новый Арбат, без души и без сердца.
И я задаю себе вопрос, было ли так нужно делать этот «шрам» на облике старой Москвы… продолжая магистраль Кутузовского проспекта. Я не знаю, не вижу в этом смысла. Раньше Кутузовский проспект заканчивался Смоленским бульваром, транспортный поток уходил на него и на Композиторскую улицу, бывший Дурновский переулок, т.е. Композиторская улица, грубо говоря, была тупиком для массового проезда. Теперь Кутузовский переходит в Новый Арбат и упирается в Гоголевский бульвар, а там начинаются проблемы с проездом. Что так, что этак, неудобно получается, так не лучше было бы оставить старые улицы неприкосновенными. И мы продолжали бы впитывать тот дух старой Москвы, гордиться былым величием и наследием москвичей.
Всем здоровья, ваш Московский Дед.