Найти тему
Московский Дед

Зачем снесли Собачью площадку

Кто-нибудь, вот по этой фотографии скажет, что за место я описываю в этой статье?

Фото середины пятидесятых годов прошлого века.
Фото середины пятидесятых годов прошлого века.

Москва начала XX века, маленькие переулки и улочки, дома не выше пяти этажей, но преобладают в большем количестве одно и двух этажные здания. Представьте себе, несколько улиц и переулков сходятся в одной точке, образуя небольшую площадь с фонтаном и зеленью в центре, все тихо и спокойно, без суеты. Еще все пропитано историей, дома помнят знаменитых людей и поэтов. Например дом, что под номером 12, здесь бывал Александр Сергеевич и жил в нем по приезду в 1826 году в квартире своего друга Соболевского. Именно здесь, Пушкин пишет свое знаменитое «Послание в Сибирь». В доме Хомяковых, что находился на этой площади, бывал Николай Васильевич Гоголь, приходил и Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно в доме Хомяковых родилась легендарная «Гнесинка». В 1895 году было основано музыкальное училище, организаторами которой являлись музыкальные педагоги, выпускницы Московской консерватории сестры Елена, Евгения и Мария Гнесины.

Описание Собачьей площадки даёт Андрей Белый в своей новелле 1926 года «Московский чудак»:

«Вот скверик: за сквериком — домик. Сиреневый, белоколонный (ампир); крыша — легким овалом, скорей — полукуполом; наискось — серый просерый забор; строя угол, оливковый семиэтажный домина пространство обламывал кубами выступов в пять этажей, угрожающий пасть на затылок прохожего; дом вырвался в соседний проулок, давимый ватагой таких же кофейных, песочных и серых домов с шестигранниками полубашен и кубами выступов; издали, в нише, воздвигнутый рыцарь копья лезвием в пламень каменный змея разил над карнизами восьмиэтажного куба»

Здесь был дух той Москвы, он был в каждом уголке, в каждом переулке, в названии улиц и площадей, да что там говорить, он был в каждом булыжнике мостовой. Первая угроза тотального уничтожения этого уголка патриархальной Москвы возникла в 1935 году, когда был утвержден генплан развития Москвы, но свершиться, этому вандализму помешала война. И тишина сохранилась еще на 27 лет. Так продолжается до начала 60-ых годов. Тогда тишину и спокойный образ жизни нарушает грохот бульдозеров и грузовиков.

А здесь была знаменитая на весь район Арбата, Собачья Площадка.

Собачья Площадка.
Собачья Площадка.

В XVII веке окрестности улицы Большой Молчановки занимали дворы опричников и псарни Ивана Грозного. Краевед Константин Михайлов указывает, что Собачья площадка появилась между 1739 и 1759 годами. Предположительно, своё название участок получил, благодаря царским собачьим дворам. Однако, некоторые исследователи полагают, что оно связано с охотничьим рынком, располагавшимся на этом месте в XIX веке. К тому моменту ансамбль площади сформировали дворянские усадьбы в стиле ампир и неоготика, большинство из них возвели после пожара 1812 года.

Карта 1882  года.
Карта 1882 года.

Благодаря внучке Хомякова, которая в 1910 году на свои средства превратила это место из просто площадки в скверик с фонтанчиком с собачьими мордами на мраморной стеле.

Фонтан
Фонтан
Особняк Мазурина
Особняк Мазурина

Последние дни жизни площади.

Водоналивное устройство.
Водоналивное устройство.
Ноябрь 1962 года.
Ноябрь 1962 года.

Начало строительства. Снос Собачьей площадки.

Ушла навсегда со своим колоритом. Ушел и дух Москвы из этих мест, теперь на этом месте «вставные челюсти», так назвали любя, эту магистраль коренные москвичи, бывший Калининский проспект, ныне улица Новый Арбат, без души и без сердца.

И я задаю себе вопрос, было ли так нужно делать этот «шрам» на облике старой Москвы… продолжая магистраль Кутузовского проспекта. Я не знаю, не вижу в этом смысла. Раньше Кутузовский проспект заканчивался Смоленским бульваром, транспортный поток уходил на него и на Композиторскую улицу, бывший Дурновский переулок, т.е. Композиторская улица, грубо говоря, была тупиком для массового проезда. Теперь Кутузовский переходит в Новый Арбат и упирается в Гоголевский бульвар, а там начинаются проблемы с проездом. Что так, что этак, неудобно получается, так не лучше было бы оставить старые улицы неприкосновенными. И мы продолжали бы впитывать тот дух старой Москвы, гордиться былым величием и наследием москвичей.

Всем здоровья, ваш Московский Дед.