Найти в Дзене
ЗНАМЕНИЯ ВРЕМЕНИ

Запечатление

Отрывок посвященный запечатлению — это первая из трех больших вставок в основные видения. Вставка — это более подробное объяснение каких-то событий, не всегда хронологически соответствующее основному тексту видения. Так, запечатление описывается после шестой печати, но происходит оно явно до нее.

Начиная разговор о запечатлении, важно отметить, что первые семь глав книги Откровение, и отрывок о запечатлении в частности, не содержат объяснения того, что есть печать Божья. Отрывок посвящен ответу на вопрос поставленный в конце шестой печати: «Кто может устоять в день гнева?» То есть после закрытия дверей благодати. Седьмая глава отвечает на этот вопрос: устоять могут 144000 запечатленных. И в этом месте все начинают наперебой кричать о том, что это число символическое и т. д., и т. п. Давайте обратимся к тексту.

Отрывок начинается с ободряющей (после шестой печати — с очень ободряющей) картины, которая заверяет нас в том, что Бог не допустит массовых войн и бедствий (4 ветра у Даниила — борьба народов) до тех пор, пока запечатление не закончится, иными словами, до тех пор, пока не будут готовы те, кто должны быть готовы. Это в некоторой степени отсылает нас к пятой печати, в которой говорится, что «со-рабы и братья» мучеников должны прийти к полноте.

Ангел говорит, что бедствия не начнутся ни в густо населенных (море), ни в мало населенных (земля) районах земли, ни у верующих людей (дерева), «доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Важно понимать, что ангел утверждает, что бедствия не начнутся, пока не будут запечатлены рабы Божьи. Кто такие рабы Божьи? Об этом уже говорилось в самом начале. Раб Божий — это Его слуга, в частности - пророк. Мы уже видели деление мучеников на 2 категории: 1) рабы и 2) братья. То есть, верующие делятся на служителей и всех остальных, что легко подтверждается хотя бы посланиями апостола Павла (Рим.1:1; 1Кор.1:1; Гал.1:1,2;). Таким образом, 144000 — это Божьи рабы, а не совокупность всех верующих. На это же указывает еще одна деталь контекста. 144000 запечатлены из «всех колен сынов Израилевых». Речь идет о Божьем народе, о Его Церкви. Почему же так мало? А служителей никогда и не было много. В следующих главах книги откровение мы увидим еще несколько характеристик 144000, но об этом — в свое время. В день гнева, после закрытия дверей благодати, устоят только 144000. Остальные — либо станут мучениками, либо будут уложены Господом на покой раньше начала бедствий и преследований.

Далее Иоанн перечисляет все колена. И здесь есть проблема, которую, собственно, уже многие рассматривали, поэтому мы не будем останавливаться на ней подробно. Проблема заключается в том, что двух колен нет (Дана и Ефрема), но есть колено Иосифово, которое не найдешь больше нигде в Писании. Как утверждают некоторые авторы, Дан и Ефрем отсутствуют по причине критиканства и идолопоклонства. Двенадцать колен — двенадцать характеров. Что же тогда представляет собой колено Иосифово? Судя по всему, это будут люди, пережившие нечто подобное тому, что пережил он. Речь идет не о том, что они станут премьер-министрами, скорее о том, что они будут ненавидимы собственными братьями. Свои среди чужих, чужие среди своих…

После этого Иоанн видит «великое множество людей», которые пришли не только из народа Божьего, но «из всех племен и колен, и народов и языков». Забегая вперед, можно утверждать, что эта фраза и характеризует всех спасенных. Являются ли они спасенными всех времен? Не факт. Может быть и так, что они представляют собой результат деятельности 144000. То есть, «великое множество» - это люди принявшие весть последнего времени. На это указывает тот факт, что они пришли от «великой скорби» – речь, судя по всему о бедствиях последних дней. Они представлены как победители — на это указывает белая одежда и пальмовые ветви. Но несмотря на это они смиренно говорят: «Спасение – Богом нашим и Ангцем» {см. примечание 1 в конце}. Спасение — это результат Божьей деятельности, а не нашей. Мы даже покаяться не можем без Духа Божьего, не говоря уже обо всем остальном. Спасенные люди — это смиренные люди. Судя по всему эта группа включает в себя и мучеников последних дней.

Заканчивается отрывок восхитительной картиной мирной жизни искупленных. Бог обещает воздаяние за все жертвы, принесенные здесь во имя Его. Нам следует помнить: воздаяние будет, и оно будет прекрасным.

Итак, прежде запечатления 144000 не будет массовых бедствий, спасенных будет множество, но они пройдут через «великую скорбь» и обретут воздаяние в вечности – таков основной смысл отрывка о запечатлении.

Как уже говорилось выше, есть только один момент в самом тексте, который помогает понять, чем является запечатление. Запечатленные люди — это люди пришедшие к полноте. Однако, есть еще несколько отрывков, которые необходимо принимать в расчет, когда речь идет о запечатлении:

  • «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (Еф.1:13,14). «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф.4:30). «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).
  • «Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа"» (2Тим.2:19).
  • «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез.9:4).
  • «В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:23).
  • «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин.6:27).

1. Быть запечатленным, согласно апостолу Павлу — значит принять Святой Дух. Если человек не принял Дух Божий — он не принадлежит Христу. Христианство — это не религия правил. Христианство — это религия Божьего сверхъестественного вмешательства в жизнь людей и реальное общение с Богом.

2. Быть запечатленным — значит вести праведную жизнь. Дух Божий наделяет верующего силой жить по заповедям, вписывая их в его сердце (Евр.8:10; Иез.36:27). Запечатленные люди будут стремиться добровольно исполнить каждое Божье требование силой, данной им свыше. Они не ищут оправданий. Они ищут возможности.

3. Быть запечатленным — значит быть неравнодушным к мерзостям творящимся вокруг, особенно среди народа Божьего. Запечатленные скорбят и воздыхают, а не смакуют и не перемывают кости, не копаются в грязном белье. Куда ведет нас сообщение о чьем-то грехе? Мы идем молиться, или передать «новость» дальше?

4. Быть запечатленным — значит ценить развалины истинной религии больше, чем комфорт Вавилона. Зоровавель — еврейское «зеру бабел» – переводится как «рожденный в Вавилоне». Зоровавель не видел ни Иудею, ни Иерусалим. Он родился в Вавилоне и ностальгии у него не было. В Вавилоне было тепло, комфортно и уютно, но он выбрал развалины с Богом, а не комфорт без Него. Что-то подобное пережил Моисей (Евр.11:24-26). Запечатленные — это люди, которые истину ценят превыше, чем жизненные удобства.

5. Быть запечатленным — значит уподобляться жизни Христа, жизни добровольного самопожертвования. Хлеб Божий сходит с небес и дает жизнь. Он не рвется вверх по карьерной лестнице, не идет по головам. Запечатленные будут искать того, чтобы делиться хлебом, а не того, чтобы покомфортнее устроиться в этом мире. Быть запечатленным — означает следовать за Христом, куда бы Он ни вел, даже если это означает жертву. Он стал нашим хлебом. Приобщаясь этого хлеба, мы и сами становимся для кого-то хлебом (2Кор.1:3-7).

Запечатленные люди становятся такими, как было описано выше, не просто благодаря своим усилиям, но благодаря силе свыше — Бог, общение с Ним, делает их такими. Они перенимают Его виденье и Его характер.

Какое бы место ни было нам отведено в плане Божьем, какие бы скорбные времена нас ни ожидали впереди, пусть Господь благословит нас близостью Его присутствия, чтобы нам уподобляться Ему во всем! Пусть Господь благословит нас смотреть не на бедствия, а на воздаяние.

Примечание:

1. Дательный падеж в греческом языке на русский переводится либо дательным, либо творительным падежом, в зависимости от контекста. В данном случае уместнее переводить творительным падежом, а не дательным, как это сделано в Синодальном переводе.