Раньше было страшно модно все сравнивать с Арбатом. Вот у нас #улица Вайнера — местный Арбат. Челябинский Арбат — улица Кирова. Да вы сами начните набирать название любого города в сочетании с Арбатом — они повсюду. А потом как-то выяснилось, что и в Москве полно мест, где можно гулять, и в других городах тоже. В Екатеринбурге таким местом стала набережная реки Исеть. В хорошую погоду даже в будний день там полно народу по вечерам. Граждане гуляют сами, гуляют с детьми, катаются на великах, самокатах и прочем транспорте.
Про набережную вокруг Городского пруда я в общих чертах рассказал в прошлый раз. Исторический сквер пока пропустим и отправимся за улицу Малышева, где в прошлом году открыли обновленную набережную Исети. По ней и состоится небольшая импровизированная #экскурсия
За проектирование отвечали Консалтинговое бюро "Стрелка" — ребята проектировали московский парк Зарядье — и наши местные архитекторы OSA Group. Реализовывал проект подрядчик, определенный администрацией города по итогам конкурса. Открытие после двухлетней реконструкции состоялось осенью 2019 года, но сразу после ремонта смотреть было неинтересно. Все в окружении черных газонов и в остатках благоустройства. Сейчас, когда прошел почти год, можно увидеть естественное состояние набережной. С травкой и следами эксплуатации, что позволяет понять: жизнеспособен проект или нет.
Мнения по поводу успешности реализованного разделились: администрация города считает, что все "огонь", а отдельные городские порталы снова обратились к услугам одного кудрявого парня и запостили его критические замечания. Я ходил в центр по делам, а заодно лично проверил что там и как.
Моя #прогулка начнётся с левого берега, а потом по часовой стрелке переберусь на правый и пойду обратно. Для понимания о чём речь, вот вам небольшая карта-схема:
Чтобы попасть на набережную, подойдя от улицы Горького к Исети, нужно спуститься по непримечательной бетонной лесенке у ремонтируемого здания.
На левом берегу набережная двухъярусная. Нижняя дорожка отлита из бетона, верхняя уложена плиткой. Есть несколько лестниц, соединяющих уровни набережной, остальной склон занимает цветочная клумба.
Вдоль обеих дорожек стоят скамейки. Или даже лавки, если правильнее, потому что спинок нет вообще. Сидите, как говорится, да не засиживайтесь. То ли дерева сэкономили, то ли спинки делать не умеют. Зато лавки на верхней дорожке богато обставлены урнами: с каждой стороны стоит по здоровенному ведру литров на пятьдесят. А у лавок нижней дорожки урн наоборот нет. Ни одной.
Так и вижу, как при утверждении плана работ чиновник дописывает: "И урн, урн побольше поставьте! У нас народ хлебом не корми, дай посидеть на жердочке у помойки."
Ну и качество обработки дерева так себе, конечно. Меньше года прошло, а покрытие уже местами стерлось. Дерево покоробилось и начало трескаться. На следующий год сесть без риска получить занозу в ягодицу не получится.
Если сидеть не хочется, то в целом всё очень хорошо. Сделано аккуратно, радует глаз. Слева немного торчат бытовки рабочих, занятых ремонтом улицы Горького, но там работы тоже почти закончились, и скоро станет красиво со всех сторон.
Отремонтировали даже "Косой" дом — ступенчатый дом купца Чувильдина. Он долгое время стоял в сильно страшном состоянии. Не могу сказать точно, жил там кто-то в последнее время или нет, но складывалось ощущение, что в окрестных кустах обитали бомжи.
Дальше возвели несколько зданий, которые хотели отдать под музей/картинную галерею или типа того. Но, как это обычно у нас бывает, архитектурное решение получилось крайне странным. Начнем с того, что в начале улицы Горького, откуда я начал прогулку, стоит упомянутый дом Чувильдина и здание одной из первых городских электростанций. Они выполнены в так называемом кирпичном стиле. Здания же для галереи построили в таком типа английском/викторианском стиле. Но снизу к ним сделали входы с набережной, которые с противоположного берега выглядят будто капониры для военной техники. Возможно с бетонными конструкциями у входов сделают что-то симпатичное. Ну а за этими особняками возвышается нагромождение стекла и бетона, стоящее на соседних улицах.
Но пока идешь по левому берегу этого не видно. Зато впереди видно пешеходный мост, который соединяет улицу Карла Маркса на левом берегу с Дендропарком на правом.
Его тоже отреставрировали: сделали новый настил, закрыли неприглядные металлические конструкции щитами из досок, установили дизайнерское ограждение и даже барные табуретки. Можно взять стаканчик кофе и сидеть, наслаждаясь видом Исети...
Кто сказал "воняет"? Ну и что, что коллектор остался где-то под мостом и никаких работ по его герметизации не проводилось, вы виды-то, виды зацените!
У моста есть несколько проблем:
- Самая большая — вонь от сливного коллектора. Стоять и предаваться романтическим мыслям или лениво тянуть напитки не хочется совсем.
- Покрытие. Раньше мост был целиком зашит металлическими листами. Сейчас по краям добавили полосы, крытые доской. Доски на полу еще хуже пережили год : они рассохлись, разболтались, а некоторые вообще потерялись.
- Ограждение. Типа дизайнерское, с планками, которые стоят под углом. То мы видим сплошной забор, то воздушные перила на тоненьких опорах. Ограждение металлическое и, видимо для натуральности, некрашеное. А значит — ржавое. Перепачкаться запросто, а ведь оно служит стойкой для тех самых барных стульев..
- Ну и всю эту красоту прикрыли от автомобилистов старым — оставшимся по наследству — бетонным блоком. Хотели сделать дизайн, а все вместе выглядит как разруха.
Не дыша форсируем мост и идём по правому берегу в обратную сторону. Здесь хорошо. Когда-то тут был страшный медвежий угол, в котором можно было запросто расстаться с материальными ценностями и здоровьем, а в Дендропарк вела козья тропа между крапивой и репьями в рост человека над крутым бережком. Сейчас все вырубили, тропинки переделали в дорожки и вообще навели #благоустройство.
Дендрарий остается слева, а я иду направо, вдоль сада Центра современного искусства. Здесь есть площадка для представлений, на ней удобно кататься детям, а вечером тут ставят надувной батут.
Собственно, все претензии блогеров к набережной — к организации досуга для граждан. Мол, что за колхоз такой: сладкая вата, батуты и мороженое? Как надо делать не рассказывают, только томно закатывают глаза: "А вот в Дубае..." Короче, как обычно.
Дорожка вдоль берега идет под большущими ивами. Летом тут здорово, потому что кроны дают много тени и защищают от жары. Листвы настолько много, что под ней можно спрятаться даже во время небольшого дождя.
Но что снова не здорово? Правильно, лавки без спинок. Отчасти они компенсируются скамейками-качелями, которые расставлены в некоторых местах. Но почему нет спинок у лавочек вокруг детской площадки? Мамы и бабушки грустят — спине не отдохнуть.
Еще здесь поставили дизайнерские... Не знаю как правильно назвать? Сидушки? В общем, в окружении гравийных тропинок стоят гигантские пластиковые как будто куски гальки. Ослепительно белого цвета.
Выглядит прикольно, но требует ухода. Белый цвет выглядит настоящим вызовом для разного рода любителей рисовать на уличных поверхностях.
Здесь я выхожу обратно к улице Малышева. Слева, на фоне очередного архитектурного фарша, стоит Иван Михайлович Малышев собственной персоной. Перехожу по мосту Исеть, чтобы уйти в сторону Ленина. Те мелочи, что я нашел на прогулке — ничто по сравнению с главной проблемой набережной Исети. Это отсутствие связности: нет переходов у мостов на Малышева и Куйбышева. Отчего приходится выходить на улицу, делать крюк в лишние 300 метров, стоять на светофоре и испытывать связанные с этим неудобства.
Что в итоге?
Мне понравилось. Стало сильно лучше чем было. В первую очередь, за счет того, что территория стала полностью ухоженной. Без темных углов. Да, можно сделать спинки у скамеек, уменьшить количество урн и подумать над покрытием мостика. Но гулять хорошо, а когда сделают улицу Горького будет ещё лучше.
Чего действительно не хватает — это перехода из Исторического сквера без выхода на Малышева. Да, когда ты молодой и здоровый, да еще пешком, эти 300 метров и три лесенки не кажутся страшными. Но людям с детьми, колясками, самокатами и прочим колесным транспортом такие препятствия доставляют серьезный дискомфорт.