Плоть на камнях Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много времени проводил в знаменитом музее, наслаждаясь созерцанием великих полотен. Во французской столице он познакомился со своим кумиром - Пикассо, портреты которого неоднократно писал.
В этом же году мастер создал картину «Плоть на камнях» (1926, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Она, очевидно, появилась под влиянием творчества Пикассо. Уместно даже сравнивать ее с работой «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922) кисти великого земляка Дали. Объемная, диагонально расположенная фигура явно доминирует над плоскостью. Тайная вечеря Фантазии художника на темы Евангелия наполняют знакомый сюжет новым содержанием. Только внешне картина напоминает фреску великого Леонардо (схожи жесты, размещение участников за столом). Атмосфера работы совершенно иная.
Автор нам
Плоть на камнях Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много времени проводил в знаменитом музее, наслаждаясь созерцанием великих полотен. Во французской столице он познакомился со своим кумиром - Пикассо, портреты которого неоднократно писал.
В этом же году мастер создал картину «Плоть на камнях» (1926, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Она, очевидно, появилась под влиянием творчества Пикассо. Уместно даже сравнивать ее с работой «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922) кисти великого земляка Дали. Объемная, диагонально расположенная фигура явно доминирует над плоскостью. Тайная вечеря Фантазии художника на темы Евангелия наполняют знакомый сюжет новым содержанием. Только внешне картина напоминает фреску великого Леонардо (схожи жесты, размещение участников за столом). Атмосфера работы совершенно иная.
Автор нам
...Читать далее
Сальвадор Дали
Плоть на камнях
Плоть на камнях Сальвадора Дали, 1926
Дали, почитавший мастеров прошлого, всю жизнь мечтал побывать в Париже и посетить Лувр. В 1926 его мечта исполнилась. Художник много времени проводил в знаменитом музее, наслаждаясь созерцанием великих полотен. Во французской столице он познакомился со своим кумиром - Пикассо, портреты которого неоднократно писал.
В этом же году мастер создал картину «Плоть на камнях» (1926, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Она, очевидно, появилась под влиянием творчества Пикассо. Уместно даже сравнивать ее с работой «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922) кисти великого земляка Дали. Объемная, диагонально расположенная фигура явно доминирует над плоскостью.
Тайная вечеря
Тайная вечеря, Сальвадор Дали, 1955
Фантазии художника на темы Евангелия наполняют знакомый сюжет новым содержанием. Только внешне картина напоминает фреску великого Леонардо (схожи жесты, размещение участников за столом). Атмосфера работы совершенно иная.
Автор намеренно переносит действие картины в современное пространство. Над столом стеклянный купол, за которым открывается безжизненный пейзаж: море, скальные острова, многоцветное небо.
Среди сидящих за каменным столом, лишь центральная фигура Христа выглядит живой. Ученики, почтительно склонив головы, слушают Учителя. Слушают? Или спят, убаюканные звуками Его голоса? Зритель самостоятельно вынужден трактовать позы апостолов.
Над столом витает полупрозрачный торс с распростертыми руками. С одной стороны, он как Дух Святой объединяет всех участников вечери, с другой, выступает неким предвестием скорого распятия.
Геометрически точна перспектива картины. Идеально точно размещены половинки хлеба. Ученики за столом размещены по законам идеальной центральной симметрии.
Воздушность, чистота и полупрозрачность фигуры Христа противопоставлена реальности и тяжеловесности фигур учеников. У зрителя складывается впечатление, что уже через мгновение все растает в голубой дымке: купол, Христос, сам каменный стол. Вся картина подобна зарисовке чуткого, неглубокого сна, готового прерваться в любой момент.
Какой же смысл вкладывает художник в свою работу? Ответ на этот вопрос каждый зритель формулирует по-своему. Кто-то видит в картине лишь бессмысленную игру фантазии, кто-то находит в картине новое прочтение Евангельского сюжета. Как обычно в работах художника, авторская позиция остается "открытой", необъяснимой, нечеткой.
Архитектонический «Анжелюс» Милле
Архитектонический «Анжелюс» Милле, Сальвадор Дали, 1933
В 1933 году Сальвадор Дали создал работу «Архитектонический «Анжелюс» Милле», (Галерея Перлз, Нью-Йорк) — вольную интерпретацию произведения французского живописца Жана-Франсуа Милле «Анжелюс».
Ана Мария в своих мемуарах рассказывала, что репродукция этой картины висела в классной комнате юного Дали и всегда привлекала его внимание. В оригинале изображены супруги-крестьяне, склонившие головы в вечерней молитве под звон колоколов. Молитва начинается словами «Angelas Domini» - «Ангел Господень», отсюда и название полотна француза. Однако у Дали глубоко духовное начало «Анжелюса» заменяется эротическими мотивами.
Лебеди, отраженные в слонах
Лебеди, отраженные в слонах, Сальвадор Дали, 1937
Любое отражение - это антипод. Немудрено, что символы изящества и элегантности в своем отражении превращаются в свою противоположность по сути, схожую очертаниями. Зеркальная поверхность - доступ в другой мир, мир наоборот. Переворачивая работу, обнаружим абсолютно идентичные образы.
Во всякой элегантности есть некая доля грубой топорности. Противоположности, перетекающие друг в друга, есть не что иное, как жизнь, воспринимаемая людьми.
Великая идея равновесия в природе преломляется в фантазиях и галлюцинациях. Когда работает подсознание, трудно расшифровать образы и детали, с помощью которых организм передает информацию из непознанного мира интуиции. Фантастическое существо, нетвердо стоящее на берегу, словно любуется само на себя, обнаружив сходство с лебедями и слонами одновременно. Вся композиция, как загадочный фантом, возникающий за спиной любого человека. Вот и здесь: разгул подсознательных образов, неведомым образом материализовавшихся в реальном мире. Человек занят размышлениями, от не видит всего того, что у него за спиной.
Порождения фантазии художника замысловаты, они завораживают зрителя, который узнает в них свои самые необъяснимые страхи, сны, мечты, комплексы. Публика не ждет разъяснений. Ее увлекает атмосфера тревожного ожидания новых превращений, новых фантазий. Облака, плывущие по небу, через мгновение также деформируются, рождая самые фантастические формы.
Напряжение в картине порождает вид сухих деревьев на островке, огонь, сползающий к водной кромке, прозрачная луна, проявляющаяся на небе. Все зыбко, неустойчиво, иллюзорно.
Что будет, если человек обернется? Все исчезнет, растает, пропадет... Этот исход кажется самым лучшим. Одновременно рождается вопрос: а если не пропадет? Страх нарушить грань между фантазией и реальностью, между галлюцинацией и оптическим обманом. Страх безумия...
Лебеди и слоны - противоположности, которые не могут существовать друг без друга, дополняющие друг друга. Как добро и зло, как красота и безобразие, они имеют смысл только в паре. По одиночке их нет, потому что их нельзя оценить, сравнить, воспринять.
Человек на картине спокоен. Его фантазии дремлют, не мешая жить в реальности.
Пейзаж на заднем плане не безжизнен, как часто бывает у автора. Видны постройки, крепости, укрепления. По воде вдали плывет лодка. Эти реальные якоря удерживают галлюцинации, не дают им возможности завладеть сознанием целиком. Оставляют надежду на то, что совсем скоро все будет разгадано, помещено в рамки, заключено в разумную оболочку.
Голубое небо очистится от облаков, пугающие образы распадутся на сотни ясных и понятных деталей. Все это на короткое время, до следующего раза. Непознанное периодически проверяет сознание на прочность, на связь с реальностью. Реальное и нереальное постоянно в конфликте, в борьбе. Исход этой борьбы нельзя предсказать. В этом видится главная идея работы.
Автор мастерски передает фактуру водной глади. В картине небесно-голубой цвет противостоит серо-коричневой гамме. Композиционно центральная сюжетная группа заключена в рамки, что концентрирует внимание зрителя, заставляя его все внимательней изучать сюжетные изыски мастера.
Лицо войны
Лицо войны, Сальвадор Дали - описание картины
Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы - шедеврами мировой живописи.
Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе.
В работе легко угадывается манера художника, его четкий рисунок и способ создания деталей, композиционные особенности. Но в этот раз художник отказывается от сложного, замысловатого языка сюрреализма. Смысл его работы легко поймет всякий зритель, неискушенный загадками других работ Дали.
В окружении безжизненной пустыни предстает перед зрителем мертвая голова, в глазницах и ротовой полости размещены черепа, в глазницах которых новые черепа... И так до бесконечности. Многочисленные змеи, вырастающие из головы, кусают ее же. Таким образом автор попытался изобразить бессмысленность войны, ее противоестественность и губительность для цивилизации.
Композиционно картина построена таким образом, что зритель наблюдает за ужасным видением - головой - из пещеры. Присутствие зрителя в работе обозначено отпечатком руки на камне. Зритель чувствует себя составной частью работы, участником этого миража.
Работа наполнена атмосферой страдания и ужаса. Бедный колорит работы, приглушенные тона и депрессивные оттенки, создают сильное звучание главной идеи работы. Картина имела большой успех у публики и стала едва ли не единственной работой мастера, в которой художник отказывается от своей приверженности к сложному живописному языку и невообразимому сочетанию деталей.
Великий мастурбатор
Великий мастурбатор, Сальвадор Дали 1929.
Сюрреалисты не умеют скрывать свои тайные мысли, они умудряются даже секреты своего подсознания сделать достоянием публики. В этом особый смысл самого замысловатого и непростого направления в искусстве. Детская психологическая травма, отвращавшая художника от секса на протяжении всей его жизни, стала основным мотивом этой знаменитой работы мастера.
В работе мы узнаем сразу несколько любимых мотивов автора: скала рядом с Каркадесом, превращенная в огромную голову, яйцо - плодородие и символическое изображение самой жизни, муравьи, символизирующие тлен и разложение, саранча - вечный необъяснимый ужас художника. Здесь есть и Гала, единственная женщина в мире, которая будила фантазию мастера. Столько любимых деталей в одной работе делают ее особенной и очень важной в творчестве художника.
Страдания и секс, секс как страдания, страдания как секс. Такова главная идея автора. На протяжении всей своей жизни художник так и не смог преодолеть тот ужас, который он испытал увидев картинки в медицинском альбоме, посвященном венерическим заболеваниям. Эта травма заставила художника всякий раз испытывать физические страдания во время секса. Его не спасала любовь к Гале, его не излечило постоянная творческая рефлексия и избавление от самых сокровенных мыслей и желаний. Картина - великая тайна психики всякого человека.
Дали до конца жизни не желал расставаться с картиной, она постоянно была перед его глазами, заставляя всякий раз анализировать особенности своего сознания.
Ясные, понятные и реалистичные детали работы собраны в таком необъяснимом сочетании, что приобретают совершенно необычный смысл. Взгляд зрителя скользит по полотну, задерживаясь сначала на крупных объектах, переходя к более мелким и, наконец, начинает выхватывать самые мелкие образы полотна.
Эротизм, граничащий с неприличием, переводит работу в особый разряд - интимного искусства, очень личного, запредельно индивидуального.
Общая атмосфера разрушения, тления и упадка, конфликтует с той страстью, которая легко различима в "человеческих" образах. Всякий раз, когда зритель видит картину, его взгляд выхватывает все новые микродетали, меняющие впечатление о содержании полотна.
Сегодня работа украшает собрание картин Национального королевского собрания, выступая в роли одного из главных шедевров. Ежедневно возле этой работы можно увидеть толпу туристов, безуспешно пытающихся разгадать тайну подсознательных страхов великого мастера иллюзии и галлюцинаций. Безуспешность этих попыток - есть составляющая полотна, его идеей, темой и сверхзадачей.
Геополитический младенец
Геополитический младенец, Дали, 1943
Разгадка картины кроется в дате ее создания. Война в разгаре. Потоки крови льются по всему миру. Но художник уже видит итоги, рождающееся в муках новое общество. Человечество, которому тесно в рамках умирающей эпохи, яростно сбрасывает стесняющие оковы, полное желания счастья, покоя и довольства. Младенец, наблюдающий за рождением нового общества, напуган. Он прячется в ногах своей матери, но взгляда не отводит. Через полвека этот младенец станет тем, кто будет управлять миром, новым, другим...
Человечество постоянно уничтожает себя, а потом помогает себе возродиться, чтобы снова уничтожать. В этом загадка человеческого существования.
Какое впечатление оставит рождение? Новая загадка...
Желтые, тревожные тона, создают особую и сложную атмосферу работы. Всякое рождение дает надежду, но будущее совсем туманно. И только крупная капля крови, стекающая из треснувшей оболочки, заставляет зрителя думать о страданиях и трагедии перехода из одного состояния в другое.
источник: https://muzei-mira.com/