1) ПРИВЕТСТВИЕ. Иисус перечисляет 3 характеристики: «так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия». «Аминь» – слово, которым верующие подтверждают истинность сказанного (именно так оно и переводится с еврейского). «Аминь» – это точка всем рассуждениям и мнениям, дальше уже ничего быть не может. Иисус подчеркивает абсолютный непререкаемый авторитет Своего слова. «Свидетель верный и истинный» – это слияние воедино двух фраз: 1) «свидетель верный» и 2) «Владыка святой и истинный». Первое встречалось уже в первой главе в приветствии церквам и было связанно с любовью. Иисус возлюбил нас и засвидетельствовал нам Божью любовь Своей жизнью, Своим характером. Вторая же фраза уже использовалась в предыдущем послании и имела отношение к суду. «Начало создания Божия» означает не то, что Христос был сотворен в самом начале, как некоторые пытаются это утверждать, но то, что Иисус является главой, начальником, над всем творением Божьим. Контекст подтверждает эту мысль. Иисус обещает побеждающему воссесть вместе с Ним на Его троне. То есть Иисус подчеркивает Свою власть над всем творением. Его авторитет является наивысшим.
2) ДИАГНОЗ. В чем же проблема Лаодикии? Она выражается словами «ты не холоден, ни горяч». При этом Господь выражает Свое отношение к этому состоянию. Он говорит: «Меня тошнит!» В чем это проявляется? Иисус говорит: «Ибо ты говоришь… а не знаешь…» В греческом языке есть несколько слов выражающих идею знания. Слово, которое Иоанн использует здесь означает «знать на опыте». То есть Иисус говорит вестнику Лаодикии: «Ты говоришь, но ты не пережил это». Вот почему «тепл». Разговоры есть, но нет опыта. И от этого тошнит…
Иисус использует 5 слов, чтобы описать подлинное состояние вестника Лаодикии. При этом три из них Он разъясняет Сам, а вон другие два — нет: «Ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
«Несчастен». Это слово используется еще только один раз в Новом Завете. Апостол Павел описывая сознание собственной греховности восклицает: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Слово, переведенное как «бедный» - это то же самое греческое слово, переведенное в книге Откровение как «несчастный». Смысл очевиден: вестник Лаодикии говорит о вере и покаянии, но он не пережил лично осознание собственного бессилия жить по заповедям Божьим, он не пережил осознания собственной греховности. Это напоминает израильтян у горы Синай: «Все, что сказал Господь сделаем!» Они не понимали, что сами по себе они ничего не могут… Зато очень много говорят о том, что они должны…
«Жалок». И это слово используется еще только один раз в Новом Завете и тоже апостолом Павлом: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор.15:19). Что это значит? Думаю то, что вестник Лаодикии все свои интересы сосредотачивает на этой земной временной жизни. Они хотят иметь здесь и сейчас. Единственной надежной первой церкви было воскресение из мертвых при Втором пришествии Христа. В Лаодикии же радость искали явно в земных благах. Они не знали радости Божьего присутствия. В Лаодикии много говорили о небесах, но сокровища явно собирали на Земле…
Далее Иисус предлагает вестнику Лаодикии купить у него 3 вещи: золото, белую одежду и глазную мазь. Он как бы иронизирует: «Ты считаешь, что ты все можешь? Ну попробуй — купи праведность, купи веру, купи прозрение». Он пытается привести Своего слугу к осознанию своего бессилия. Праведность, вера, прозрение — это то, чем наделяет нас Святой Дух. Без Бога мы бессильны и хвалиться нам нечем.
Похоже, что основная проблема Лаодикии имеет отношение к гордости. Но дело не только в ней. Иисус добавляет: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». В Лаодикии явно была проблема с пониманием того, что такое любовь. Любовь обличает и наказывает. Она не сидит в сторонке сложа руки. Но не нужно заблуждаться: обличения и наказание – это не обязательно любовь.
Лаодикия — это гордость, не пережившая на опыте ни прозрения и осознания своей греховности, ни веру, закаленную в испытаниях, ни ценность небесного, но явно пребывающая в заблуждениях на собственный счет.
«...чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его».
3) ЛЕКАРСТВО. Каким должно быть лекарство против гордости, недостатка опыта и самообмана? Очевидно, оно должно заключаться в том, чтобы смиренно, но неотступно просить о помощи, быть готовым выйти за пределы зоны комфорта и учиться прислушиваться к голосу Святого Духа. Быть верующим означает проживать свою религию на опыте, а не просто знать правильные ответы на религиозные вопросы. Господь говорит: «Итак будь ревностен и покайся». То есть он поощряет не сдаваться при первой же неудаче, а искать, искать так как ищут ключи от машины, как ищут важные документы, как ищут глоток воздуха, когда задыхаются под водой, как ищут Быть ревностным – вовсе не означает быть раздражительным и нетерпимым. Это означает не сдаваться, но доходить до конца.
Однако Иисус предостерегает в Нагорной проповеди тех, кто ищет прозрения: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:6-11).
Кто эти псы и свиньи которых следует опасаться, когда мы ищем прозрения? Библия говорит, что это лжепасторы и лжеучителя (Ис.56:10-12; 2Петр.2:1,22). Иисус говорит, что прозрения следует искать у Небесного Отца, а не у грешных людей!
Пережили ли мы все это на опыте? Осознали ли мы свою греховность? Приходилось ли нам оплакивать свою греховную природу? Приходилось ли нам ощущать, что Бог простил нас, что Он любит нас? Довелось ли нам испытать радость надежды и легкость свободы? Это не праздные вопросы! Если — нет, то нам следует искать этого опыта. Смиренно но настойчиво следует просить Небесного Отца о благословении.
4) ОБЕЩАНИЕ. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» - кто может предложить больше? Все, что может предложить нам дьявол — быть третьим (Дан.5:16), потому что он сам не является первым, а разделить с нами свою власть он никогда не предложит, ибо жаден и горд до безумия. Каждому из нас предстоит выбирать: оставаться ли нам в клетке самообмана или искать прозрения.
Пусть Господь благословит нас прозрением!
Пусть Господь благословит нас смирением!