Доброе время суток, друзья!
В выходные, проезжая мимо перекрёстка, заметила перевёрнутую на бок карету скорой помощи в результате ДТП. Как позже выяснилось, жертв у этого происшествия не было, но вся эта ситуация навела меня на желание написать о том, как водители относятся к машинам скорой помощи.
Для начала немного контекста о том, как сейчас работает скорая помощь. В "хорошее" время, служба скорой помощи могла себе позволить приезжать достаточно быстро даже на рутинные вызова, такие как высокая температура или высокое давление. И только по выходным дням и различного рода праздникам приходилось всей службе откладывать на потом "несрочные" вызовы и фокусироваться на "срочных": ранения, ДТП, сердечные приступы, инсульты.
Сейчас: каждый день - это "срочно". Вызовов очень много. Нагрузка колоссальная. Слышала истории от коллег о том, что на срочный вызов скорая приезжала только спустя пять - десять часов, а то и больше. Диспетчерам и врачам приходится на месте осуществлять триаж (сортировку по первоочерёдности). Существует острая нехватка опытного медицинского персонала, средств персональной защиты, да и, в принципе, большинство стационаров были и являются переполненными больными с коронавирусной инфекцией либо вирусной пневмонией, что "обычным" пациентам приходится оказывать помощь на месте.
Поговорили о контексте, а теперь представим гипотетическую ситуацию. Вы - врач, которому пришёл очередной вызов. Вам нужно прямо сейчас рвануть на вызов с сиреной и мигалкой и помочь пациенту. У вас есть два сценария:
1. Включить "мигалки" (проблесковый маячок) и " сирену" (звуковой зуммер), проезжать на "красный свет" светофора, протискиваться через узкие дорожки, рисковать своей жизнью, зная, что кто-то решит всерьёз не воспринимать сирену скорой помощи и столкнётся с вами.
Или
2. Не торопиться и приехать на вызов неспеша, но при этом целым и невредимым.
Поверьте мне, даже сейчас, во время пандемии, большинство врачей выбирают сценарий №1, потому что есть врачебная этика, есть моральный долг и есть служебные обязательства. Большинство из врачей, в принципе, с точки зрения ответственности - это люди, которые относятся очень серьёзно к своим обязательствам. Иначе, они не стали бы учиться почти десять лет ради не самих высоких зарплат.
Интересно при каком сценарии хотели бы Вы жить? В том мире, где врачи боятся включать мигалки и мчаться, потому что на дороге встречаются всякие неуважительные лица, которые "подрезают" машины скорой помощи, "принципиально" не дают машине скорой проехать или в том мире, в котором, как в Германии, открывается целая дорожка для проезда машины. (Посмотреть видео можно по этой ссылке).
Очевидно, что большинство из нас хотели бы, что машины скорой помощи до нас добирались быстрее и вовремя.
Многие могут мне возразить. Вот их аргументы:
№1. Дело не в водителях, а в дорогах.
Я согласна, что в Германии дороги пошире, качество их получше, что даёт возможность машинам разойтись.
Но мне кажется, дело не только в дорогах. Дело в определенной гражданской осознанности, когда люди задумываются: "а что, если я был бы внутри этой кареты и мне срочно нужно было бы оказаться в больнице?". И в Астане, и в Москве ширина дорог и их архитектура не сильно отличаются от той же Германии. Но даже если отличие есть, его недостаточно, чтобы объяснить разницу в ментальности.
№2. Но ведь скорая использует мигалки не всегда для срочного вызова
Да, были случаи, когда под прикрытием скорой помощи, некоторые чиновники ездили в этих каретах. Но, друзья, это происходит максимально редко, и на своей практике я ни разу такого не встречала.
А к тому, что водителям скорой помощи "весело" включают мигалки для того, чтобы куда-то быстрее доехать, например, на обед, я отношусь скептически.
Кстати, отзеркаленный текст AMBULANCE на переднем плане машины нужен для того, чтобы водители впереди мчащихся машин смогли видеть его в зеркало заднего вида. Однако непонятно, почему текст должен быть обязательно на английском?
И ещё, хочу передать Вам собственные ощущения, когда работала после института на скорой. Волнение и тревога в душе врача, когда медленно, сквозь машины пробираешься на вызов и отчаяние, возмущение, гнев, когда стоишь в пробке, а у тебя в салоне вот-вот родится человек, или падает давление у пациента с инфарктом, или пациент теряет сознание...В такие минуты сам врач испытывает неимоверные психологические и физические нагрузки, может быть поэтому на скорой очень высокая текучесть кадров.
Заключение
Учитывая, что мы, как общество, точно станем все чуточку внимательнее и ответственнее, если будем просто помнить о том, что скорую необходимо пропускать, это не просто обязанность любого водителя с точки зрения ПДД, но и с точки зрения моральной и гражданской.
А пока коллегам со скорой, я желаю только удачи, терпения и спокойных "вызовов"!
Берегите себя и своих близких!