Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Вас залюбили телефонные спамеры? Что делать - небольшой ликбез

На самом деле вопрос телефонного спама (то есть несанкционированных вами звонков с рекламой ненужных вам услуг) не такой безобидный как кажется. Меня например бесит, когда на рыбалке, я с удочкой или спиннингом в руках, и вдруг начинает звонить телефон, да еще находящийся под ветровкой, да в гермочехле и когда ты откопаешь его , оказывается это очередной "мы предлагаем пройти уникальное обследование" или "кредит на персональных условиях для вас" (о котором я не просил, и в котором я не нуждаюсь). Или например в девять утра звонок из банка или стоматологии, которые не имеют с вами никаких дел, а вы еще спите, потому что имеете обыкновение ложиться в два часа ночи. Или... да мало ли ситуаций, когда люди ни в грош не ставящие ваше время навязывают вам то, что приносит им доход, (и это еще в добросовестном варианте, про телефонных мошенников я не говорю, это тема может быть отдельной).

Нет, есть конечно коллеги пенсионеры, остро нуждающиеся в общении, и воспринимающие звонок "холодного рекламщика", как манну небесную. Такие вынесут клерку мозг, и с нетерпением будут ждать следующую жертву. Но речь сейчас не о них, а о тех, кто не готов отвечать без конца на пустые звонки и ценит свое время.

Как выясняется, есть служба, в задачу которой входит контроль за соблюдением законности в области принудительной рекламы. И это не прокуратура, куда в принципе вы тоже можете пожаловаться, но где будут долго рассматривать различные аспекты законности обращения к вам, а Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС).

Для нас с вами важное значение имеет
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О рекламе" ,

картинка с сайта fictionbook.ru
картинка с сайта fictionbook.ru

а именно его статья 18, которая гласит:

1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

И, самое приятное для принципиального антиСПАМера, это то, что наказание за нарушение этого закона от 100 до 400 тысяч рублей , на организацию, которая распространяет СПАМ. То есть, по крайней мере, если вы не получите финансовую компенсацию за свое потраченное время, то организация получившая штраф хотя бы и по нижней планке, в 100 тысяч рублей, ваш номер исключит надолго из своих баз дозвона.

Что же надо сделать, что бы сложились факторы? Признаюсь честно, сподвиг меня на написание этой статьи опыт моего соклубника по Питерскому Клубу Рыбаков Сергея. Ему таки удалось победить спамеров, он поделился опытом, и я пожалуй просто и честно выложу выдержку из его статьи, размещенной на ПКРе:

как привлечь спамера?
Они волей и неволей будут пытаться доказывать, что либо не звонили, либо звонили, но не они, либо набрали номер случайно, либо они использовали какое-то ваше согласие, которое было случайно выдано 10 лет назад при оплате какого-нибудь заказа на каком-нибудь давно не существующем сайте. Еще они тоже очень любят хвастаться этим самым законом о персональных данных и тем, что они его не нарушают. (Ну и черт с ним - нас интересует другой закон). Я проходил через это много раз. Поэтому действую по следующему сценарию:
1. Во-первых, пользуюсь правильными телефонными аппаратами. Мой пишет все нужные мне разговоры на флешку с первой секунды звонка.
(Помним, что вообще говоря при общении по телефону против вас может действовать закон, запрещающий записывать разговор без предупреждения, и вас могут начать им пугать. Но у вас разговор не содержит коммерческой тайны, личной тайны или персональных данных собеседника и вы не являетесь третьим лицом в записи разговора, а записываете свой собственный разговор с должностным лицом какой-то левой организации, не относящейся к хранителям гос.тайны, так что тут можете быть совершенно спокойными. В крайнем случае, пока робот что-то вам талдычит, можете ему сказать, что запись разговора включена

Немного прокомментирую. У многих современных смартфонов есть опция записи разговора, Выглядит включение этой опции вот так (отмечено стрелочкой):

-2

Возьмите себе за правило, если видите незнакомый номер, перед тем, как нажать кнопку ответа, нажмите иконку записи разговора. Ниже будет понятно, для чего.

2. Вам нужно достучаться до оператора. Обычно либо после прослушивания робота он подключается сам, либо нужно нажать какую-то кнопку на телефоне для получения дополнительной информации или записи на прием...
Если в разговоре начать сразу проявлять осведомленность законодательством, то спамеры просто бросят трубку и перезвонить им не удастся, номера, с которых звонят роботы, как правило "мертвые". Поэтому все разговоры оператора и "поток сознания" из трубки я сразу прерываю вопросами о том, какую организацию представляет собеседник, как она называется, и где находится. Только после ответа на это можно начинать атаковать и спрашивать, откуда у них взялось право совершать подобные звонки.
3. На этом этапе как правило бросают трубку :). Поэтому так важно было получить название и местонахождение организации. Этого мне обычно хватает, чтобы в яндекс-картах найти организацию и ее реальный контактный телефон. Перезваниваю туда...
(Бывает очень странный вид спама, где до оператора вообще не достучаться никаким способом и в тексте робота не содержится названий организаций или телефонов, перезвонить тоже не удается - я не знаю, что это такое и зачем, это встречается, но редко. Чаще звонят роботы с голосовым меню - поэтому просто жмем на понравившуюся клавишу, которая сулит выход на живого оператора не важно, как называемого, и спокойно продолжаем).
или, что еще прикольнее, говорят что-то вроде "программа сама набирает номер" или "вам позвонил наш робот". И это в общем-то готовый приговор. Потому как если вы прочитали первую мою ссылку с формулировкой из Закона 38, то там есть в статье 18 п. 2. Где русским по белому написано, что запрещено использование средств автодозвона для совершения звонков. И на радостный ответ оператора и ожидания очередного клиента появляюсь я и сообщаю, что разговор еще не закончил и что мне очень хотелось бы уточнить, почему предыдущий оператор бросил трубку и не выдал мне требуемую информацию. Как правило, оператор другой, он не в курсе ситуации, поэтому снова охотно сообщает контакты организации (а разговор-то пишется на флешку), и самое интересное как правило начинается в ответах на вопрос "откуда у вас мой номер телефона и почему позвонили именно мне". Наиболее продвинутые отвечают, что "номер использовался ранее другим абонентом, а потом был вам продан оператором". Но таких реально мало. Чаще говорят, что "вы сами где-то оставили номер у наших партнеров", или обман вида "ваш знакомый был у нас и оставил ваш номер". Как правило, на фразе "я хотел бы увидеть мое письменное согласие" разговор снова прерывается, но этого уже достаточно для дальнейших действий. Но самый классный сценарий, это как в моем случае - если попадаешь на нагловатого или бестолкового оператора и он тебе прямым текстом на вопрос о том, откуда взял номер, радостно сообщает, что они проводят какой-то там "холодный обзвон" или используют "случайный набор цифр", ения рекламных звонков. То есть в этом случае даже уже не надо доказывать наличие/отсутствия вашего согласия на рекламу - есть автодозвон, значит и есть нарушение данного закона. И далее самое интересное.
5. Пишем заявление в ФАС. Просто излагаем, что такая-то организация без моего согласия совершает рекламные звонки на принадлежащий мне номер. На сайте есть форма для вложений - я прикладывал туда аудиозапись звонка. Запись нужно прикладывать ту, где в разговоре есть ответ оператора на вопрос о названии организации и ответ о том, что они осуществляют "случайный набор" или что-то в этом роде. Отсылаем, ждем от недели до двух. На почту придет ответ с комментарием инспектора о том, что ему чего-то не хватило. В моем случае это был скан паспорта, скан договора с МТС, распечатка звонков за указанный день с указанием в этой распечатке номера спамера и заявление о согласии предоставить свои персональные данные федеральной антимонопольной службе для того, чтобы они по этим данным делали запрос к оператору, к нарушителю и к кому потребуется. Отсылаем, снова ждем.
Сценария - либо улик оказалось недостаточно и дело развалилось. В этом случае будет прислан достаточно полезный текст с комментариями относительно того, какие случаи они рассматривают, как должны были быть оформлены документы и вообще много полезной инфы по действующему законодательству. (собственно, все, что я написал здесь, я узнал именно из таких ответов). На самом деле, даже в этом случае будет эффект, так как сам факт того, что они кого-то проверяли, иногда этого самого "кого-то" очень пугает. Например, один известный в нашем городе банк после того, как его по моей заявке проверила ФАС и вроде как не нашла состава преступления, все равно на всякий случай "забыл" про мой номер навсегда и перестал предлагать мне какие-то кредиты, а заодно и все другие кредитные организации как по волшебству забыли мой номер и кредитов после этого мне никто лет пять последующих не предлагал. Второй сценарий - как в моем случае - начинается производство по делу. Это значит, что ФАС нашла, за что зацепиться, и в этом случае нарушитель уже просто так не отделается лишь легким испугом.
На этом этапе на стороне нарушителя как правило появляется юрист и они перестают быть такими наглыми. В моем случае к делу была приложена писанина на две страницы о том, что это не реклама, а некая "говорящая вывеска", и я типа не рекламу получил, а просто случайно услышал эту говорящую вывеску. (Ага, которая мне сама позвонила ). Бывают и хорошие юристы попадают, на моей памяти дважды умудрились найти мое согласие на передачу моего номера третьим лицам с целью рассылки рекламы, эта гадость взялась несколько лет назад, когда телефон оплачивали через терминалы типа "Новоплата" или "Киви", на экране которых можно было не заметить еле заметную галочку о том, что "совершая этот платеж, я согласен на всё" Но в данном случае такого документа у них не обнаружилось, да и разъяснительную работу с представителями сетей платежных терминалов насчет использования моего номера я ведь тоже не зря провел после того случая
Поэтому рекламораспространителя признали нарушившим 38 федеральный закон, рекламу - ненадлежащей.

В чем кайф и отличие от обращения к примеру в прокуратуру? В том, что ФАС сам возбуждает судебное дело, запрашивает доказательства у сторон. В том числе запрашивает то самое ваше письменное согласие у рекламного спамера.

Наказания "в теме" достаточно неприятные :

юрлицо -100 000-500 000р

должностное лицо - от 4000 до 50 000 руб

физическое лицо , если отбоярились первые два варианта, и администрации фирмы удалось свалить ответственность на "случайного физика", всеравно будет оштрафовано на 2000 руб.

Но при этом вы вправе требовать "компенсацию морального ущерба". Золотых гор вам не присудят, мы не в Америке, но от 5000 до 20000 руб вполне реально отсудить.

Сергей уверяет, что на одержанную им победу, он затратил ни много ни мало времени, примерно полчаса, по совокупности. А основную работу сделала как раз ФАС.

С нетерпением теперь жду очередного звонка от любителей дать денег в долг, или порадовать меня моими болячками)))