1) ПРИВЕТСТВИЕ. В приветствии вестнику Пергамской церкви Господь использует только один образ – «имеющий острый с обеих сторон меч». Однако, здесь снова присутствуют две идеи. В Новом Завете слово «ромфайя» (меч), как уже говорилось выше, используется всего 7 раз и каждый раз означает «слово Божье». Другое греческое слово, обозначающее меч («махайра»), используется чаще и, в зависимости от контекста, может обозначать либо «слово Божье», либо «меч». Иисус подчеркивает, что из Его уст исходит только слово Божье. Он не прибегает к насилию в Своей борьбе с теми, кто противится Ему в Церкви. Это — первая мысль. Вторая заключается в том, что слово Божье – оно, как меч, разделяет (Мф.10:34,35).
2) ДИАГНОЗ. Господь отмечает несколько характеристик того положения, в котором пребывает вестник Пергамской церкви. Во-первых, Он дважды говорит о том, что он пребывает там, где престол сатаны. Эта фраза повторяется дважды — в начале и в конце слов о положении в Пергаме — и служит своеобразными скобками, внутри которых перечисляются остальные обстоятельства. Чтобы понять что такое престол сатаны, нужно ответить на вопрос о том, что Библия говорит нам о сатане? Он — убийца, лжец и клеветник уповающих на Бога (Ин.8:44; Откр.12:10). Часто можно услышать, что престол сатаны — это такой жертвенник большой, который находился в Пергаме. Может быть. Но престол сатаны, в духовном смысле слова — это еще и то, где царствует насилие, ложь и клевета на тех, кто не повинен. Далее Иисус отмечает еще две характеристики: «содержишь Имя Мое и не отрекся веры Моей». Имя в Писании имеет отношение к характеру (Исх 34:5-7). Вера же здесь используется, судя по контексту, в двух смыслах: в смысле вероучения и в смысле того, как оно проявляется (вера действующая любовью). То есть верующие, несмотря на то, что их преследовали, на них клеветали и убивали сохраняли качества Божьего характера и не отреклись от своих принципов. Верующие сохраняли Христов характер и Христову решимость следовать путем креста.
В чем же заключалась проблема Пергама? Господь говорит, что там есть «держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали». На понятном русском языке это означает, что есть в церкви люди, которые придерживаются ложного учения (есть идоложертвенное и любодействовать), навязываемого государственной властью (Валак — царь), которой помогают отступники от веры (Валаам — бывший служитель). «Есть идоложертвенное и любодействовать» – означает участвовать в обрядах язычников и вступать в незаконные отношения не только с женщинами или мужчинами, но и с церквями или любыми другими человеческими учреждениями. Когда связь с церковью или государством становится незаконной? Тогда, когда человек начинает слушать церковь или государство больше, чем Бога (Деян.4:18-20). Когда верующий человек участвует в акте идолопоклонства? Конечно, само по себе идолопоклонство очень широкое понятие. Оно может быть скрытым, то есть не иметь изображения божества для поклонения, как накопительство, например (Еф.5:5). Однако, собственно акт поклонения включает прославление, молитву и приношение даров. Вторая заповедь запрещает поклонение Богу с использованием изображений Бога. То есть, если пение, молитва или принесение даров сопровождается изображением Бога, то — это грех идолопоклонства. Интересно, какой Валаам внушил современным служителям, что караоке и молитва со Христом на экране — это не идолопоклонство, а все, что приходит «сверху» – есть святая воля Божья, которой необходимо слепо повиноваться?
Но, конечно, как уже говорилось, идолопоклонство бывает и более скрытым. В широком смысле слова — это все, что владеет нами больше, чем Бог и Его дело. Можно много говорить об идолопоклонстве, можно даже проповедовать о нем. И при этом орать «гол!!!» перед экраном в два часа ночи, или по часу проводить перед зеркалом, перед тем, как выйти из дома. Говорить легко. Тяжелее обрести свободу. Вопрос идолопоклонства — это вопрос радости. Человек не может без радости. Вопрос только в том, где мы ее ищем? В чем наша радость? Но об этом ниже.
3) ЛЕКАРСТВО. Господь говорит: «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих». В чем же должно было выразиться покаяние? Здесь необходимо уточнить, что проблема была не в том, что есть ложные учения, отступники и враги у народа Божьего. Проблема Пергама была в том, что отступники и лжеучения были внутри церкви: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама». Соответственно, покаяние должно было выразиться в том, чтобы их не было. На это же указывают слова Христа о том, что Он придет сразиться, в случае, если Его вестник не покается. То есть, Господь говорит: «Либо ты покаешься и пойдешь делать то, что ты призван, либо Я сам это сделаю». Если проблема в том, что «они есть», значит решение в том, чтобы их не было. Это возможно в двух случаях: 1) вестник в смирении и с молитвой идет на неприятный разговор и отступники каются; 2) вестник в смирении и с молитвой идет на неприятный разговор и отступники не каются, в этом случае дело решается общиной и сопровождается исключением из церкви. Либо покаяние, либо разделение — третьего не дано. Вестник Пергама явно пренебрегал своей обязанностью противостать беззаконию внутри Церкви (Иез.3:17-19).
4) ОБЕЩАНИЕ. Очень часто люди знаю в чем заключается их долг. Проблема заключается не в незнании, как таковом, а в мотивации. Господь предлагает 3 вещи: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает». И это в прямом смысле слова. Господь обещает побеждающему хлеб, который превосходит все возможные наслаждения. Он предлагает прощение (белый камень означал оправдание на суде при тайном голосовании). Что может быть лучше? Иисус предлагает освящение (новое имя). Он обещает дать нам свободу от наших греховных наклонностей, рабами которых мы являемся. Хлеб, питающий душу и тело, прощение и свобода — разве это мало? Разве грязь мира сего может превзойти это? «Не воинством и не силою...» - Господь совершит для нас то, что мы сами не в состоянии сделать.
Пусть Господь благословит нас избирать подлинное наслаждение!
Пусть Господь благословит нас быть верными и ответственными стражами!