Вот уж ни думал ни гадал, что лошадиная тема монгольского нашествия столь остра и актуальна. Нырнул в Дзен… И был стоптан табунами взрослых мужиков и табунчиками резвой школоты. Читал с интересом глубокомысленые рассуждения пешеходов юродивых и слабые отповеди бывалых кавалеристов. Решил тоже поучаствовать в этом забавном шапито. А что, интересно же! Поскольку в седле провел немало времени, есть чем поделиться с «историческими ниспровергателями ига»…
Монгольские лошади не могли дойти от Керулена до Рязани, поэтому монголо-татарского ига не было. Железобетонный аргумент, гы. Готов огорчить. Еще как могли, даже не особо потея. Это степняку Центральной Азии сама постановка вопроса покажется дикой. Но умствующий «гейропеец» из Ново-Бубуево обязательно и во все времена засомневается в синеве неба и влажности воды. И способности лошадей без подков ходить по степям и любым твердям земным, в любое время года. Итак.
Документирован в истории вот такой реальный переход из Азии в Европу на монгольской лошади:
- всадник — Александра Георгиевна Кудашева, вдова войскового старшины Оренбургского казачьего войска, 37 лет от роду. Сирота, воспитанница попечителя и казачьего станичного общества. Всю жизнь провела в пограничных походах (Средняя Азия);
- механизм перемещения — «монголик», лошадь чистых монгольских кровей, совсем дикая, бывшая перед поездкой под седлом всего лишь 4 раза, светло-серой масти, 8 лет от роду, иноходец, ростом 1 аршин 13 вершков (130 см) в холке;
- общий вес груза — всадница, седло и перемётные сумы с необходимыми вещами — 6 пудов (98 кг натощак, гы);
- маршрут движения: город Харбин (Маньчжурия) — город Санкт-Петербург (чухонские болота). Пройденное расстояние — свыше 12 000 вёрст, что на наши метры означает 12 800 кэмэ. Точный метраж установить невозможно, поскольку часть маршрута преодолевалось храброй казачкой в полном одиночестве;
- дата эксперимента — 1910-1911 гг. Главною целью поездки, по словам Александры Кудашевой, было «доказать Государю Императору верность Ему не только казаков, но и казачек, которые всегда готовы вступить в ряды войска на защиту родины». Своего чудесного «монголика» Саша поднесла в дар Наследнику-Цесаревичу Алексею;
- чистота эксперимента подтверждена многочисленными официальными лицами, прессой, разгневанными «бабьей выходкой» казаками трех Войск;
- «монголик» был способен проходить под всадником до 40 верст в сутки, а в однодневных переходах преодолевал даже 60 и более.
Доклад окончен, жду возражений… «Желтую прессу» тех времен в качестве контр-аргументов не принимаю. Особенно про «любовницу Распутина».
Понятно, что при словах «боевая лошадь» у всех горожан автоматически всплывает образ: рыцарский битюг фризской породы или франкский дестрие. Президентский конный полк на «тракененцах». Цирковые скакуны. Спортивные «болиды» ипподромов, о четырех золотых копытах. Утонченные гурманы возмечтают об арабе. Лошадином, само собой.
Увы, дорогие мои пешеходы. В Центральной Азии катались на других лошадках. Что тогда, что сейчас. Если говорить о массовом табунном коневодстве. Оно возможно только там, где на гигантских пространствах растут разнообразные и зело питательные травки. Ковыльно-злаковые и злаково-полынные. Основным способом выращивания лошадей является круглогодичное табунное производство, если говорить правильно. Отличительным признаком которого является, конечно — знаменитая тебеневка:
Тебеневка — происходит от киргизского слова «тебень» (зимнее пастбище). Применяется везде, где скот круглый год выпасается на подножном корме. Теплое время года это происходит на особых летовочных пастбищах. Зимою — на других, зимних участках, что летом специально оставляют нетронутыми. Метода питания скотинки трудна: приходится добывать траву, разгребая снег. За зиму она теряет до 30% живого веса. Иногда происходит массовый падеж, если бураны затягиваются на несколько недель, а человек не ведет дополнительную подкормку. И не обеспечивает «зимние стоянки».
Весной пастбищами служат возвышенные места, где быстро пробивается новая трава. Потом табуны «спускаются» вниз, следом за растущим кормом. Когда в бассейнах рек спадает половодье — скот перегоняется туда, в богатую «ковыльную ресторацию». Во время весенней тебеневки строго соблюдается порядок: впереди идет рогатый скот, который срывает более высокие травы, скусывая верхушки. Затем следуют лошади, подъедающие травы ближе к корню. В арьергарде следуют овцы, которые выбивают своими острыми копытами все пастбище до корней.
Зимняя тебеневка — самый сложный и ответственный период в жизни кочевников. Наиболее рискованный вид содержания лошадок. Но и древнейший. Критическим периодом является особо снежная зима. Монгольские лошади могут свободно доставать корм, когда снежный покров — не более 45-50 см. При больших показателях — скорость передвижения табунов резко падает. А чувствительные к переохлаждению лошадиные суставы «монголиков» грозят табунщику серьезными санитарными потерями поголовья, особенно молодняка. И гибелью от бескормицы мелкой рогатой шелупони — овец и коз. Поскольку в зимней тебеневке они идут следом за лошадьми.
Еще большая опасность для зимнего выпаса — продолжительные снежные бураны и сильные морозы после оттепели. Они приводят к образованию корки льда на пастбищах. Выбить копытами из под него хоть какой-то корм… практически невозможно. Вот такие условия разведения. Можно сказать — выживания. Теперь-то понятно, что откуда происходит легендарная неприхотливость и выносливость монгольских лошадей. Это их привычный образ существования.
За процессом зимней тебеневки наблюдал лично, в течении полутора месяцев в 90-ые годы. В казахских степях. Личный состав двух табунов состоял из четырех (с гаком) сотен «киргизцев», они же — «казахцы». Типичные степняки, лохматые четвероногие мопеды, какая-то там родня «монголиков». Разве что крупнее. Табуны свободно паслись в степи, от нашего теплого передвижного вагончика могли уходить на один-полтора конных перехода. При ухудшении погоды пастухи сгоняли весь личный конский состав на «стоянки». Не особо утруждаясь. Лошади чувствуют погодный катаклизм и следом за опытными «старичками» из табуна самостоятельно и бодро направляются тудой сами.
Первая «стоянка» была — неглубоким и широким извилистым оврагом километров в пять, спускавшимся к реке. Вторая и третья — степные долины, судя по всему, бывшие ранее озерцами. Так или иначе — это были места, полностью защищенные от ветра. Местами — с загонами из плетеного ивняка. Как сейчас помню — стояли эти тыны с закатной, западной стороны. Туда коневоды по каким-то только им ведомым резонам сгоняли часть табуна, на подкорм. Ну и молодняк, само собой. С уважением к предусмотрительности «современных кочевников» обнаружил подле «стоянок» несколько стогов сена (пяток тракторных тележек в каждом, на глазок). Ранее заготовленного на месте и привезенного из других мест. Немалые запасы соломы. Немного овса в примитивных сараюхах-развалюхах. Все это смешивалось (пропорции не могу точно сказать, не уследил) и задавалось в загоны молодняку. Остальные смирно пережидали непогоду только на сене. Справлялись со всем этим производственным процессом «зимней тебеневки» всего четыре человека: папа моего сослуживца, он с погодком-братом и вечно ворчащий аксакал — их двоюродный дед. На зимние каникулы прибыла веселая школота 10 и 12 лет, в количестве двух рыл. Ловко управлялась со всеми вышеперечисленными процедурами, сожрала запас кускового сахара и конфет. Доклад окончен.
Не знаю как вам, но мне отчетливо понятно — огромные конные массы свободно перемещались по Великой Степи. Выживали с минимальной помощью своих хозяев в резко континентальном климате. К тому же, у монгол Чингисхана был очень широкий выбор самых разных лошадок, не только «монголики». Не буду брать различные древние породы горных маньчжуров и прочих текинцев, об их условиях содержания мне ничего не известно… Остановимся на самых массовых степных породах.
«Якуты». Это самый ближайший родственник «монголиков». С еще более высокими качествами неприхотливости и выносливости, почти на грани человеческого понимания. Моего — уж так точно. Потомственными коневодами считается самой приспособленной породой для самостоятельной (!) тебеневки. Если есть знакомцы из тех краев — поинтересуйтесь… Как выглядит с борта самолета-вертолета якутская тайга и поймы рек (особенно великой Лены) в начале весны, когда спадает вечный туман. Это гигантская сеть сплошных лабиринтов в глубоком снегу. И пробили их якутские лошади. Кстати, пастухам следить за ними почти невозможно, на протяжении несколько месяцев… Зимний, мной упомянутый выше туман. Климатическая особенность Якутии.
«Башкиры». Еще одна легендарная порода степных лошадей. Тоже разводится табунным способом с использованием тебеневки (степное Приуралье). От кого произошла — тема для профессиональных споров. Очень-очень древний «метис», судя по всему. Лошадки не очень крупные, зело выносливые и работоспособные. Очень любят человека, почти поголовно обладают характером ослика Иа или престарелого семейного лабрадора. Добрые, спокойные, флегматичные. Сотни лет использовались как идеальные «почтовики», вьючные лошади для кавалерийских полков Императорской Армии. Метисы от «башкир» — излюбленный тип коняги Уральского и Сибирского казачьих войск (как дед-казак рассказывал). И само собой — основной транспорт для башкир испокон века.
«Киргизцы и казахи». Не менее удивительны, чем «монголики», упоминал о них выше. По мнению табунных производителей — больше приспособлены к климатическим перепадам и погодным катаклизмам, нежели их монгольская родня. Круглый год спокойно проводят на открытом воздухе, переносят лютую и пыльную 50-ти градусную жару. Выживают в 50-ти градусные морозы и в многодневных страшных степных буранах (на «зимних стоянках»). Из личных наблюдений — «киргизцы» жрут почти непрерывно, выбивая «степную ветошь» не хуже землеройных машин. Даже по брюхо в снегах. Менее подвержены переохлаждению, нежели их монгольские товарки. Очень быстро нагуливают жир. После зимы отъедают монструозные крупы буквально за полтора месяца. В новую зиму вваливаются круглыми «валенками»)))
«Калмыки». Тоже хорошая степная порода, лично знаком. Для зимней тебеневки — ммм… не очень приспособлена, если честно. Наши армейские берейторы-калмыки постоянно устраивали страшный срачЪ глубоко-интеллектуальные зоотехнические споры со своими коллегами-башкирами: на какой породе монгол Батый въехал в зимние леса Руси? Повод ля споров существенный: «калмыки» более-менее похожи на кавалерийскую лошадь, выше и крепче. У них очень комфортная рысь, самый плавный галоп из «степняков» (по мнению собственного афронта). Но и заботы требуется куда больше. Зимнюю тебеневку «калмыки» переживают «на грани», только с регулярным подкормом. Лошадки эти, если честно, — больше приспособлены для сельхозработ. Но могу ошибаться. Неизвестно, насколько трепетные к своим лошадкам кочевники-калмыки смогли «разбаловать» эту породу со времен Чингисхана. А то, что они их излишне холят и лелеют, — в этом сомнений нет, личные наблюдения.
«Удмуртцы». Эта порода очень известна на Руси. С каких времен, точно не скажу. Под именем «вятка». Коневоды-табунщики считают, что массово появилась во времена Ивана Грозного. Закупалась чуть ли не царской казной в лесостепной Удмуртии, сильно поправив материальное положение тамошнего люда. Поверю. И был знаком. Армейская «вьючная» Пробка (в солдатском обиходе, пардон — «…Опа») моего дружка, — была откровенная чистопородная «вятка». С примесью кровей мордовского медведя, имхо. Помимо отвратительно характера, отличалась редчайшей непритязательностью в еде. И выносливостью пуштунского ишака.
Как оказалось впоследствии — это своеобразная «визитка» удмуртской породы. Со слов специалистов, это самые неприхотливые в содержании коняги. В «зимней работе»(!) с небольшим овсяным подкормом, способны отжирать себе бока и необъятный круп. Неплохо переносят евразийские погодные условия: мороз при высокой влажности, липкую летнюю жару, резкие температурные перепады. Не видел зимних тебеневок «удмуртцев» на их исторической родине. Но слышал… они там не практикуются. На табунном содержании лошадки, край — до Нового года. Чудесно пробавляются лесным кормом — выбивают скудную траву из-под снега, не брезгуют кустарником и молодой корой. Но потом переводятся в конюшни до апреля месяца. Отъедаются столь стремительно, что приходится «сажать на диеты». Не случайно Иван Васильевич наш Гоголь в «Мёртвых душах» сравнил спины: вятских лошадей и жирдяя-Собакевича…
Все наши знания о выносливых крестьянских лошадках в литературных трудах русских классиков — это про «вяток-удмуртцев». Самая распространенная порода была среди трудового населения. Безотказно работают круглый год, что по глубокому снегу, что под ковром гнуса и мошкары. Любое бездорожье, межсезонье и прочие прелести «русской погодной аномалии» — и на одном сене практически. Из всех «степняков» отличаются наиболее толстой и прочной шкурой. Довольно густой волос, мало подвержены болезням. И куда без любимых всеми русскими художниками — роскошных грив и хвостов «вяток»…
«Кипчаки». Вот то самое, на чем могли въехать монголы Батыя и Субэдэя на Русь. Или иметь их в своем подвижном составе — в числе немалом. Это же очевидно. Дешт-и Кыпчак завоеван, огромные ресурсы Половецкой степи — в полном распоряжении новых хозяев. Используй на здоровье… Но это очень сложный вопрос… Поскольку определенной породы «кыпчаков» не существует. По вполне объективным историческим причинам. Слово советскому специалисту, директору Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства Леониду Каштанову, чьи книги я с огромным доверием всегда использую:
«Степи, простиравшиеся от Днепра далеко за Волгу, на восток, издавна служили местом кочевья многих племен и народов. В глубокой древности здесь кочевали скифы, сарматы, аланы. В I веке новой эры после победы над аланами, сюда вторглись гунны. Во времена Атиллы (433 — 454 г.) их империя простиралась от Манчжурии до Киргизии и от Китайской стены до южно-русских степей. На смену гуннам пришли хазары, потом печенеги, торки, а потом и половцы или кипчаки — кочевые народы тюркского происхождения. …. История сохранила воспоминания о быстроте и подвижности половецкой конницы. Половецкие лошади, как и их хозяева, были выходцами из Средней Азии».
То есть, в Половецкой степи были многочисленные «метисы». Неизбежно приспособленные для табунного массового производства и тебеневок. В данной конкретной климатической зоне. Поскольку тысячелетняя насыщенная история этих степей вывела свои породы в процессе неизбежного взаимного смешения кровей. Условная «кипчакская порода» получила и традиционные местные черты: тавридских, кавказских и прочих горных пород. Потом они получат название «черноморских» лошадей. Будут отличаться удлиненным туловищем, короткой шеей, плотным сбитым сложением. Нрав у них будет почти дикий.
Даже если «черноморку» удавалось объездить, стоило только снять узду… и она снова становилась полудикой. Короче, справиться с этой «неуставщиной» было тяжело… Но донские казаки их обожали и ценили куда выше всяких арабов.
Подбиваем итоги. Все наиболее распространенные породы степных лошадей были приспособлены к тебеневке. Умение «монголо-татарских вездеходов» добывать себе скудный корм из-под снега, спокойно выносить суровые погодные условия — конечно же вызывало немалое удивление у оседлых жителей земледельческой культуры. Что привыкли держать лошадей в конюшне. Скот — дома или в хлеву. С неизбежной для такого содержания заготовкой кормов.
Так что же мы получаем в сухом остатке? Как монголы Субэдэя и Бату-хана вломились в леса Руси восьмью-девятью туменами и не превратились из голодной кавалерии в сытую пехоту? В этой статье такие очевидные вещи не вижу смысла живописать… Скажу просто — проблему эту они решили на «отлично». И комплексно. За счет местных ресурсов: принудительно отобранных и добровольно предоставленных «прогнувшимися» князьями и Церковью. Великолепной логистикой непрерывного подвоза фуража и «ремонта» конного состава из Степи. Из огромных «войсковых запасов». И покоренной Булгарии, что кормила зерном всю северо-восточную Русь, Новгород, часть Хорезма и Кавказ…
В комментарии прошу не ссыпать Уставы кавалерии всех европейских стран и России, начиная от Петра Первого. С ежедневными нормами фуражировки. Лошадки у гейропейцев массовых национальных армий были другие, всадники — криворукие землепашцы, не степняки потомственные. И боевые задачи эти битюги с рысаками выполняли совсем другие. В качестве пищи для размышления… Пешеходам и «диванным экспертам» даю одну вводную. Во время похода на Россию Наполеон потерял 100% своих лошадей: боевых и обозных. Причем потери составляли до 20% еще на территории Польши, за сутки до вторжения через Неман.
Русская кадровая кавалерия понесла потери ничуть не меньшие за Отечественную войну и в Заграничном походе 1813-1814 гг. От голодного падежа и болезней. Непрерывно «ремонтировалась» на своей территории, в Пруссии и Австрии. А вот многочисленные донские казачки, башкиры и калмыки… на чем уехали на войну, на том и вернулись. Падежа, болезней, голодной смерти в их конном поголовье не было замечено. Только неизбежные в любом походе боевые потери да тяжелый травматизм. Вот так…
Читайте по теме:
- Сколько же было «монголо-татар» в походе на Русь? Лошадиная логистика