Фильмы о разведке - отдельный жанр, подаривший советскому кинематографу настоящие шедевры. Кинообразы советских разведчиков интересны тем, что за каждым из них стоит либо реальный, либо собирательный образ бойца "невидимого фронта". Но всегда достоверный.
1. Константин Ладейников (Донатас Банионис). Мертвый сезон (реж. Савва Кулиш, 1968 г.). Первое место прежде всего за редкое реальное изображение modus vivendi настоящего бойца невидимого фронта «холодной войны». Без всякого пафоса. Почти подлинная история из разведдеятельности выдающегося советского разведчика Конона Молодого.
2. Максим Исаев (он же Владимир Владимиров, он же Макс фон Штирлиц). В исполнении Вячеслава Тихонова. Семнадцать мгновений весны (реж. Татьяна Лиознова, 1973 г). Потрясающий образец холодного мужества, интеллигентности и осознанной верности присяге. Персонаж полностью выдуманный, но очень убедительный.
3. Сергей Скорин (Олег Даль). Вариант Омега (реж. Антонис-Янис Воязос, 1975 г.). Пятисерийная история об интеллектуальной партии между советским разведчиком Скориным и офицером абвера фон Шлоссером (Игорь Васильев). Очень правдоподобные характеры интеллигентных врагов.
4. Дмитрий Быстролетов (в фильме Сергей). В исполнении Юозаса Будрайтиса. Человек в штатском (реж. Василий Журавлев, 1975 г.). Подлинная история из полной приключений жизни, пожалуй, самого эффективного советского разведчика-нелегала Быстролетова.
5. Николай Кузнецов (Гунар Цилинский) Сильные духом (реж. Виктор Георгиев, 1967 г.). Лучший фильм о советском разведчике Николае Кузнецове (он же Пауль Зиберт), эффективные действия которого в немецком тылу не имеют аналогов ни в одной спецслужбе мира.
6. Павел Кольцов (Юрий Соломин). Адъютант его превосходительства (реж. Евгений Ташков, 1969 г.). Пятисерийная история русского интеллигента-офицера, выбравшего во время гражданской войны «красную» сторону и ставшего разведчиком в штабе Добровольческой армии. Имеет подлинную основу. И белые, и красные в этом в фильме – хорошие достойные люди. Они вместе бьются против фактически бандеровской бандитской сволочи батьки Ангела в первой серии фильма.
7. Лев Маневич (Олег Стриженов). Земля, до востребования (реж. Вениамин Дорман, 1972 г.). Почти документальная история жизни и смерти советского разведчика Маневича, работавшего и раскрытого в фашистской Италии.
8. Михаил Тульев-Зароков (Георгий Жженов). Тетралогия о резиденте (реж. Вениамин Дорман, 1968-1986 гг.). История о западном (но русском по духу), потом советском разведчике Тульеве. Раздумчивый рассказ с огромным количеством подробностей работы спецслужб и глубокой проработкой характеров даже второстепенных персонажей.
9. Сергей Крылов (он же Михаил Крамер). В исполнении Михаила Волкова. Трилогия о «Сатурне» (реж. Виллен Азаров, 1967 г.). Собирательный образ советского разведчика в реальной борьбе советской разведки с системой разведшкол абвера.
10. Александр Белов (он же Иоганн Вайс). В исполнении Станислава Любшина. Щит и меч (реж. Владимир Басов, 1968 год). Первая масштабная драма о работе советского разведчика в высших нацистских структурах.
Также по теме:
Первая десятка фильмов «нуар» по романам Огюста Ле Бретона
Первая десятка лучших датских военных фильмов
Первая десятка лучших фильмов о Североафриканской кампании (союзники против Роммеля)
Первая десятка лучших британских военных фильмов
Первая десятка лучших французских военных фильмов
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?