Смена исторических эпох – это такой же естественный ход вещей, как смена времен года. Человеку могут не нравится перемены, он может не принимать их. Сторонников «старого» может волновать вопрос, а кто унаследует это мир, и что с ним станет в будущем. Этой темы касается английский романист Э.М. Форстер, по мотивам романа которого известный режиссер и сценарист Джеймс Айвори снял британскую драму «Усадьба Хауардс-Энд».
Синопсис В Англии начала XX столетия пересекаются судьбы трех совершенно разных семейств. Уилкоксы – представители богатых капиталистов, в которых можно услышать отголоски старой английской аристократии. Сестры Шлегель – просвещенная буржуазия. И Басты – молодое поколение городской бедноты, обладающей большими амбициями и талантом, при этом не имея и малейшего шанса вырваться в люди. Жизни героев будут пересекаться при различных обстоятельствах, но камнем преткновения станет старинная усадьба Говардс-Энд, за обладание которой невольно будут бороться все три стороны.
Игра актёров В первую очередь следует отметить актерский состав фильма, в котором были задействованы настоящие звезды британского «Голливуда». Эмма Томпсон исполнила роль старшей сестры Маргарет Шлегель, умной и добродушной женщины, которая всеми силами старается угодить всем окружающим её людям, при этом чаще всего получая какой-то необоснованный негатив, на который отвечает с прежней добротой. Еще совсем молодая Хелена Бонэм Картер исполнила роль младшей сестры Хелен Шлегель, образованной благородной девушки, которая, несмотря на обаяние молодой английской леди, обладает стойким характером и боевым духом, помогающим ей добиться в этой жизни желаемого. Также следует отметить Энтони Хопкинса в роли главы семейства Уилкоксов Генри, типичного бизнесмена, привыкшего экстраполировать свой деловой цинизм на общечеловеческие отношения.
Режиссура Будучи американцев по рождению, Джеймс Айвори мастерски справляется с воссозданием британской культуры и истории. В фильме он рисует жизнь Великобритании в переломный период для истории её социума, когда общество переживало трансформацию в сознании, принимало новые формы привычных вещей. На экране мы видим представителей просвещенного сословия, за которыми стоит будущее страны. То есть фильм буквально напичкан различными метафорами, олицетворяющими тот или иной предмет или явление. Так, та самая усадьба Говардс-Энд служит прообразом самой Великобритании, за которую невольно борются три семьи. Уилкоксы, изначально владевшие усадьбой, представляют старую добрую чопорную Англию с её расчетливыми и холодные умами и циничным отношением к окружающему миру. Они не привыкли выражать свои чувства, выставлять личную жизнь на показ, а если что-нибудь всплывет, то упорно доказывать, что они не имеют к этому отношение. Сестры Шлегель – настоящие представители прогрессивных взглядов. С одной стороны, они знают всю подноготную аристократии, поскольку сами относятся к этому классу, а с другой, не брезгуют вступать в близкие контакты с теми, кто (как считают Уилкоксы) им не ровня. К этой «не ровне» как раз относятся Басты. Посредством различных перипетий и событий, творящихся в жизнях всех героев, режиссер пытается не двусмысленно донести точку зрения автора о том, кто же по итогу унаследует Великобританию.
Сценарий Сюжет фильма развивается как типичная английская драма. Действие закручивается вокруг старинной усадьбы Хауардс-Энд, давным давно доставшейся в наследство миссис Уилкокс, пожилой леди, страдающей от одиночества, и незадолго до кончины обретшей настоящего друга в лице мисс Маргарет Шлегель. Женщина настолько привязывается к Маргарет, что перед самой смертью оставляет записку, в которой изъявляет желание завещать усадьбу Маргарет, которая, однако, об этой записки никогда не услышит, стараниями самих Уилкоксов. Тем не менее, судьбы Уилкоксов и Шлегель вновь пересекутся, когда Генри Уилкокс начинает ухаживать за Маргарет, спустя время вышедшей за него замуж. И пока Маргарет пытается сдружиться с членами чопорного семейства, её младшая сестра Хелен упорно пытается помочь молодой семье Бастов, сводящей концы с концами. Такая привязанность Хелен к Бастам невольно приводит к непредвиденному роману с молодым главой маленького семейства Леонардом Бастом. По ходу развития сюжета в жизнях героев происходит череда событий, раскрывших правду героев не только друг перед другом, но и перед самим собой.
Итог «Усадьба Хауардс-Энд» - это тонкая психологическая драма с глубоким социо-политическим подтекстом. Посредством хитрых метафор автор удачно делится своей точкой зрения на счет «наследования» Великобритании. Помимо прочего фильм цепляет своей искренностью, в какой-то степени задевая струны души. Поэтому рекомендуется к просмотру.