Найти тему

Сирия: прекращение совместного патрулирования в Идлибе и российско-турецкий тупик

Пойдут ли курды Заевфратья на переговоры с Анкарой под американским «зонтиком»?

6августа стало известно о срыве турецкой стороной очередного совместного патрулирования по трассе M4 в провинции Идлиб. По словам главы Российского центра по примирению враждующих сторон (ЦПВС) Александра Щербицкого,

«Напряженная обстановка складывается на юге идлибской зоны деэскалации. Турецким командованием принимаются определенные меры по уничтожению бандформирований вдоль трассы М4. Но в то же время обеспечить создание “коридора безопасности” турецкой стороне не удается. В связи с этим постоянно откладывается проведение очередного совместного российско-турецкого патруля».

Несмотря на проведение более 25 совместных патрулей, дорога между Алеппо и Латакией так и не открылась для транспорта и торговли – радикалы умело маскируются среди населения региона, пользуясь поддержкой некоторых местных жителей. Российские военные рассчитывают на усиление турецкой стороной мер, направленных на уничтожение террористов, обеспечение безопасности совместного патрулирования и выполнение положений российско-турецкого меморандума от 6 марта 2020 года.

На фоне продолжающихся армейских чисток 9 августа стало известно об одобренном Реджепом Эрдоганом решении Yüksek Askeri Şura (Высший военный совет) сформировать в целях единой координации всех военных операций в Сирии оперативное командование операции «Щит мира». Оно будет ответственным в районах проведения операций «Щит Евфрата», «Оливковая ветвь», «Источник мира» и «Щит весны». Возглавил новую объединённую структуру командир 3-й бригады спецназа генерал-майор Хакан Озтекин; руководить военными действиями в районе проведения операции «Щит Евфрата» будет генерал-майор Левент Эргюн. Несмотря на призывы к необходимости объединения усилий Москвы и Анкары по ликвидации террористов в Идлибе, более чем очевидно, что своенравные партнёры и впредь будут действовать по своему усмотрению, полагая некогда «османский» север Сирии своей безраздельной вотчиной. В этой связи отнюдь не случайным выглядит заявленное российским командованием право отвечать на угрожающие военнослужащим и мирным жителям атаки боевиков. По оценке А. Щербицкого, противник не только обстреливает позиции Сирийской арабской армии,  но и пытается атаковать авиабазу «Хмеймим» с использованием беспилотных летательных аппаратов и реактивных систем залпового огня увеличенной дальности (интересно, кто обеспечил это увеличение? – прим. авт.).

В начале минувшей недели террористы запрещённой в России группировки  «Джабхат-ан-Нусра» попытались прорвать позиции сирийской армии близ поселения Хамрат. Только в июле в Идлибе зафиксировано более 140 нарушений режима прекращения огня: как и ранее, прикрываясь соглашением о прекращении боевых действий, террористы наращивают свой военный потенциал. Соответственно, российские и сирийские военные вынуждены проводить мероприятия по нейтрализации террористической угрозы. Министерство обороны РФ не комментирует слухи в региональных СМИ об участии российских военных в столкновениях между сирийской армией и джихадистами на юго-западе Идлиба. Во всяком случае, вошедшие было в обиход успокаивающие формулировки «за прошедшие сутки обстрелов со стороны незаконных вооруженных формирований, подконтрольных Турции, не зарегистрировано» чем дальше, тем больше принимают форму дипломатического политеса.

-2

Своим бездействием турки не только ставят под угрозу весь совместный процесс урегулирования, но и провоцируют российскую армию на активные действия, полагает военный источник «Русской Весны». По его утверждению, командование российским контингентом в САР готово взять на себя обязанность по обеспечению безопасности трассы М4 всеми имеющимися силами и средствами. Для этого потребуется расширить зону влияния российской стороны к северу от упомянутой дороги, и если Турция и дальше будет уклоняться от выполнения условий соглашения, это придётся сделать. Однако вопрос о том, насколько реальна подобная операция в условиях предельного насыщения северо-запада Сирии турецкими оккупационными силами, и тем более – гарантирован ли её успех, на наш взгляд, остаётся открытым. Особенно в том случае, если подтвердится информация о предстоящей интеграции в «сирийскую национальную армию» бандформирований запрещённой в России террористической группировки «Хайят Тахрир аш-Шам», главари которой якобы предоставили турецким кураторам полный список боевого и численного состава, включая 15 так называемых «бригад» численностью примерно по 30 боевиков каждая. В «СНА» якобы входит 24 «бригады» по 600 человек каждая, и даже если эти данные завышены – речь идёт о весьма внушительной боевой силе, да к тому же – под руководством офицеров турецкой армии. За последние месяцы количество турецких контрольно-пропускных пунктов в Идлибе резко возросло, отмечает доцент кафедры теории регионоведения МГЛУ Икбаль Дюрре.

«Вдоль линии соприкосновения с сирийской армией Турция разместила малые системы противоракетной обороны, танки, установки залпового огня. Туда направили турецких военных. Любая крупномасштабная операция сирийской армии чревата их гибелью – тогда не избежать прямого конфликта с Анкарой. Эрдоган может отказаться от договоренностей. Москва в этом не заинтересована, а значит, постарается сдержать наступление Асада на Идлиб»,

–  полагает эксперт по Ближнему Востоку РСМД Алексей Хлебников, не исключающий ограниченной военной операции, нацеленной на удаление непримиримых боевиков из ряда районов «зоны деэскалации». Издание Al Monitor раскрывает этапность гипотетического военного плана, предполагающего восстановление контроля над Джиср-эш-Шугуром, что означало бы отрыв «вооружённой оппозиции» от турецкой границы. Далее, гора Арбейн господствует над районом южнее города Идлиб, в то время как поселение Ариха соединяет его с югом и юго-востоком. Согласие турок на такую операцию едва ли возможно, в то время как контратаки боевиков в районах Арихи и Саракиба вполне вероятны. Что же касается долины аль-Габ и горного массива Джебель-аз-Завия, то источники Al Monitor считают уступки здесь Анкары возможными в обмен на позитивный нейтралитет Москвы в Ливии. Однако очевидно, что уход «повстанцев» из хорошо укреплённого горного массива также едва ли отвечает интересам их турецких спонсоров, не склонных к каким-либо разменам.

* * *

Идлибской «зоной деэскалации» очаги обострения оперативной обстановки в Сирии, конечно же, не исчерпываются. Нарастает хаос в неподконтрольных Дамаску районах Дейр-эз-Зора:

«Ряд населенных пунктов на восточном берегу реки Евфрат взят под контроль отрядами арабского племенного ополчения, выступившими против поддерживаемых США вооруженных формирований и органов власти… Основной причиной протестных выступлений местного населения является тяжелое социально-экономическое положение в оккупированных ВС США и подконтрольными им формированиями районах»,

– говорится в сообщении ЦПВС. Москва и Дамаск готовы совместно принять все необходимые меры по нормализации обстановки в Заевфратье, возобновлению национального диалога, а также обеспечению безопасности и благосостояния жителей региона, однако незаконное присутствие военных США в регионе остаётся ключевым фактором общественно-политической нестабильности в регионе. Как пишет Directorate4, события стали развиваться стремительно после убийства в первых числах августа главы племени аккидат шейха Ибрагима Халила Аль-Джадаана. После его похорон вооруженные группы людей начали блокировать дороги с помощью горящих покрышек и осаждать административные здания. Основными очагами бунта стали поселения Дибан и Эль-Хавайедж в долине Евфрата, распространяясь и далее. В одной из местностей протестующие якобы захватили бронеавтомобиль, открыв стрельбу из пулемёта. Жителей Дейр-эз-Зора поддержали их соплеменники провинции Хасака, выразив готовность помочь им в борьбе против «СДС».

Демонстрации под лозунгами «”Сирийские демократические силы” убивают наших шейхов» интерпретируются подконтрольными Дамаску СМИ как «восстание против американской оккупации», что вряд ли полностью отражает реальную картину, куда более мозаичную. Попытки отрядов «СДС» задержать особо радикальные элементы встретили вооружённый отпор и сменились переговорами с предводителями местных племён в поселении Аль-Му Хасан. По словам командующего арабо-курдскими силами в Дейр-эз-Зоре Рони Мухаммада, убийство шейхов отвечает целям «кампании по настраиванию улиц» против «СДС» и может быть выгодна [запрещённой в России] группировки «ИГ», Дамаску и Анкаре. В «СДС» решено усилить блокпосты и патрулирование в регионе и начать операцию по пресечению маршрутов переброски боевиков в регион; переход с одного берега на другой разрешён только по официальному переходу. Эффективность этих мер весьма сомнительна.

Комментируя недавнее соглашение о добыче нефти между одной из американской компаний и де-факто администрацией северо-востока Сирии, в Министерстве иностранных дел России обратили внимание на то, что доходы от добычи и контрабанды нефтепродуктов в регионе «получают далеко не все жители этого района Сирии».

-3

«СМИ и аналитические центры регулярно публикуют информацию о гражданских протестах на северо-востоке САР против незаконного присутствия США и произвола курдских властей, не заботящихся о благополучии мирных жителей. В то же время курс США на искусственное усиление курдов в ущерб другим этноконфессиональным группам Заевфратья не только провоцирует внутреннюю напряженность, но и создает серьезные угрозы региональной безопасности и стабильности»,

подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве. Между тем, указанная сделка сроком аж на 25 лет, связанная с командующим «СДС» Мазлюмом Кобане, может иметь не только экономическую, но и геополитическую составляющую. Лишая «режим Асада» нефтяных доходов, незаконная добыча энергоресурсов на восточном берегу Евфрата под американским «зонтиком» подпитывает как де-факто власти региона, так и их непосредственных покровителей. По мнению курдов, вовлечение американского бизнеса со временем приблизит сирийских курдов к квази-«независимому» статусу по образцу «регионального правительства Курдистана» на севере Ирака, укрепившегося под военной защитой США и при тесном экономическом взаимодействии с Турцией. Соответственно, общий нефтяной бизнес теоретически мог бы «помирить» с Анкарой и сирийских курдов, так же как и ранее в случае с Эрбилем, где 10 лет назад было открыто турецкое консульство, проложены трубопроводы на север и работают сотни турецких компаний. Ходят слухи, что за сближение с «умеренными» предводителями «Рожавы», при условии маргинализации радикальных течений в лице Рабочей партии Курдистана, выступает глава турецкой разведки MIT Хакан Фидан.

-4

Удержит ли нефтяная сделка сирийских курдов с американцами турок от очередного нападения с целью очередной аннексии арабских земель (например, близ города Кахтания)? Способная ли она стать стимулом хотя бы для обусловленного общими экономическими интересами относительного мира с ними? Насколько успешной окажется «примирительная» по отношению к северному соседу и протурецким боевикам стратегия руководства «СДС», и получится у Мазлюма Кобане повторить путь «президента» Иракского Курдистана Нечирвана Барзани – ответы на эти вопросы может дать только время. Однако уже сейчас очевидно, что подобного рода тенденции и перспективы, окончательно закрепляющие раздел Сирии на годы, если не на десятилетия, мягко говоря, далеко не всеми региональными игроками будут восприняты с энтузиазмом.

Американский конвой в провинции Хасеке
Американский конвой в провинции Хасеке

…По информации издания Al-Watan, неизвестные обстреляли незаконную американскую базу в аш-Шаддади в провинции Хасеке. «Не дремал» и Израиль, в очередной раз атаковавший под надуманным предлогом объекты на юго-западе Сирии, что встретило решительное осуждение со стороны российского внешнеполитического ведомства. В заключение отметим возможный «сирийский след» в явно неслучайном взрыве 4 августа в порту Бейрута. Согласно версии одного из ливанских журналистов, взорвавшийся груз мог предназначаться для террористических группировок в Сирии, а заказчиком выступали действовавшие по указке Вашингтона монархии Персидского залива. Ливан является кратчайшим путём для доставки в Сирию гуманитарной помощи, так что охватившие эту страну массовые беспорядки ещё больше дестабилизируют ситуацию во всём регионе.