Найти в Дзене

Чтобы тебя признали гением, ты должен умереть трагически рано. Жизнь и смерть гениального артиста. Кто сможет сыграть лучше?

В 2016 году российский кинорежиссер Анна Матисон сняла по сценарию, написанному ею совместно с Тимуром Эзугбайя, художественный фильм "После тебя". В главной роли бывшего артиста балета Алексея Темникова снялся один из самых талантливых современных российских театральных и киноактеров Сергей Безруков. И сразу скажем - это одна из самых лучших его ролей в кино. У фильма имеется небольшая предыстория. Режиссер и сценарист фильма, а также жена Сергея Безрукова, Анна Матисон, очень разносторонняя творческая личность. Она и продюсер, и сценарист многих популярных художественных фильмов, и режиссер художественного и документального кино. Театральный режиссер и художник постановщик. В Мариинском театре она поставила оперу "Золотой петушок" и участвовала в качестве художника-постановщика и либреттиста еще в нескольких постановках этого театра. О самом Мариинском театре ею было снято три документальных фильма. Прямо человек эпохи Возрождения. Одна из таких постановок, в которой она участв

В 2016 году российский кинорежиссер Анна Матисон сняла по сценарию, написанному ею совместно с Тимуром Эзугбайя, художественный фильм "После тебя". В главной роли бывшего артиста балета Алексея Темникова снялся один из самых талантливых современных российских театральных и киноактеров Сергей Безруков. И сразу скажем - это одна из самых лучших его ролей в кино.

У фильма имеется небольшая предыстория. Режиссер и сценарист фильма, а также жена Сергея Безрукова, Анна Матисон, очень разносторонняя творческая личность.

Анна Матисон.
Анна Матисон.

Она и продюсер, и сценарист многих популярных художественных фильмов, и режиссер художественного и документального кино. Театральный режиссер и художник постановщик. В Мариинском театре она поставила оперу "Золотой петушок" и участвовала в качестве художника-постановщика и либреттиста еще в нескольких постановках этого театра. О самом Мариинском театре ею было снято три документальных фильма. Прямо человек эпохи Возрождения.

Одна из таких постановок, в которой она участвовала в качестве художника-постановщика и художника по костюмам, был одноактный балет на музыку Игоря Стравинского "Симфония в трех движениях." И вся эта постановка была задумана из-за того, что Анна Матисон решила снять художественный фильм о бывшем гениальном танцовщике, уже около 20 лет не выступающем на сцене, который задумал поставить современный балет.

Записать музыку Игоря Стравинского к балету согласился Валерий Гергиев. А сочинить и поставить сам балет был приглашен украинский хореограф Раду Поклитару. Но хореограф поставил условие - поставленный им балет должен был войти в репертуар Мариинского театра. И 30 декабря 2015 года в Мариинском театре состоялась премьера этого балета.

А через менее чем через год, в октябре 2016 года состоялась премьера кинофильма режиссера Анны Матисон "После тебя", в котором репетиции и постановка балета "Симфония в трех движениях" являются неотъемлемой его частью.

Действие фильма происходит в 2016г. Главным героем фильма является бывший премьер Большого театра, прыжок которого до сих пор считается самым высоким в мире, Алексей Темников. 18 лет назад Алексей во время гастролей в США, в одном из спектаклей упал и получил очень серьезную травму позвоночника. В результате в 22 года вынужден был покинуть балет. Сейчас живет в родном городе - маленьком подмосковном Клину. Имеет сеть аптек в городе и области, чем и зарабатывает на жизнь. А еще у него есть балетная школа-студия, в которой обучаются и маленькие дети, и подростки, а сам он ведет вип-класс боди-балета для жен местной элиты. Это так, для души

В предыдущей статье о фильме "Вместо меня"

Дьявольское испытание маленького человека. На что он готов ради денег. Блестящий дуэт Олега Стриженова и Сергея Безрукова.ч.1
Старое кино от Хозяина тайги16 августа 2020

мы упомянули, что почти через 20 лет Сергей Безруков сыграл в фильме "После тебя" то, что там могло быть дальше у такого творческого человека, как герой этого фильма Дима Лавров. Ведь старый дьявол-искуситель Гагарин завещал Диме - "Живи вместо меня". И вот в фильме "После тебя" этот Дима, который стал Алексеем Темниковым, выбрал вариант жизни Гагарина. Возгордился своим талантом, посчитал себя гением и был наказан судьбой за гордыню.

С самого начала фильма авторы представляют Алексея Темникова, как грубого, высокомерного по отношению ко всем без исключения окружающим, нелюдимого, заикающегося человека.

Безруков играет павшего гения в его взаимоотношениях с окружающим миром. Не он подстраивается под этот мир, а мир должен подстраиваться под него. У Темникова весь фильм одно и то же непроницаемое, застывшее выражение лица, высоко вздернутый подбородок. Да еще и легкое заикание. Из-за чего внешнее впечатление о его высокомерии у зрителя только усиливается.

Жены, детей и друзей у него нет, подчиненные по студии его не любят и боятся. Ни один человек за весь фильм не сказал о нем хорошего слова. Хотя нет, есть такой человек.

Да, вот эта двенадцатилетняя Кьяра-Клара-Клэр, которой мать говорила про ее отца, что он жлоб, постепенно становится самым близким другом для Темникова. Именно другом. Единственным человеком, с которым он раскрывается, общается не опасаясь подлости. И она отвечает ему тем же.

Когда-то Темников был гениальным танцовщиком, считал, что ему, как гению, позволено все - высокомерное, эпатажное отношение к зрителям и журналистам; шокирующие, оскорбительные выходки в отношение коллег. И это все ему прощалось, когда он был в силе. Но вот во время американских гастролей он получил на репетиции травму, но не отказался выступать в спектакле. Какая травма, он же гений. Ему сделали обезболивающие уколы, но во время спектакля он упал после прыжка и получил сильнейшую травму позвоночника. И тут же распространился слух, что он выступал на спектакле в состоянии опьянения, это и есть причина его травмы.

После этого Темников стал изгоем. Былому кумиру припомнили все его предыдущие выходки.

"Меня унизили, вышвырнули, наказали и посмеялись",- это Алексей объясняет дочери, что с ним произошло. ""Кто?"- спрашивает Клэр. "Бог",- отвечает Темников, понимая, что это было наказание за его гордыню гения.
"Меня унизили, вышвырнули, наказали и посмеялись",- это Алексей объясняет дочери, что с ним произошло. ""Кто?"- спрашивает Клэр. "Бог",- отвечает Темников, понимая, что это было наказание за его гордыню гения.

И через двадцать лет о нем только и помнят, что у него был самый высокий прыжок в мире, и что его карьера оборвалась после того, как он пьяный вышел в спектакле. Вот и все, что останется "после тебя".

Но он с этим не согласен. Он еще хочет поставить балет на музыку Стравинского "Симфония в трех движениях". Много лет он вынашивает этот замысел. Но вот сегодня врач сказал ему, что через два месяца его старая травма приведет его к параличу нижних конечностей и этого никак не избежать. Можно оттянуть это до 6 месяцев, но для этого надо прекратить активную жизнь и лечь в больницу. Может и совершится чудо.

И поставленный в отчаянное положение он решает ставить балет. Едет в Большой театр к бывшему партнеру по балету, ныне руководителю балетной труппой. Но его уже не принимают всерьез. Как за последний шанс он хватается за возможность поставить танец мальчику, который прошел отбор на телевизионный детский шоу-конкурс. Он ставит ему современный номер на "Перезвоны" Валерия Гаврилина.

Особенно стараются Алла Духова, которая говорит - ну, что такого мог придумать этот алкаш Темников, который пьяный выходил на сцену. И лысый член жюри, кстати, это и есть Раду Поклитару, постановщик балета в Мариинке, который в пух и прах разносит хореографию Темникова, только что нецензурно не выражается. А мальчику то ведь они не дали завершить номер.

И вот эти два сокрушительных поражения почти сломали Темникова. Он уже готов смириться со своей судьбой и даже жениться на беременной "Выхухоли".

Здесь надо отметить Карину Андоленко. Эта "звезда" мыльно-картонных отечественных сериалов в этом фильме смотрится очень даже ничего. Может это даже ее и лучшая роль. Вот что значит хороший драматургический материал и крепкая режиссура, способная вытянуть из уже примелькавшегося типажа "женщины из народа" с простонародным говорком что-то  новое.
Здесь надо отметить Карину Андоленко. Эта "звезда" мыльно-картонных отечественных сериалов в этом фильме смотрится очень даже ничего. Может это даже ее и лучшая роль. Вот что значит хороший драматургический материал и крепкая режиссура, способная вытянуть из уже примелькавшегося типажа "женщины из народа" с простонародным говорком что-то новое.

Вот с одной стороны сюжетная линия с "Выхухолью" совершенно лишняя, она только тормозит основной сюжет, как и совершенно ненужные флэшбэки со слониками и другими воспоминаниями. Но авторам очень хотелось усилить ощущение безысходности для гения, что судьба принуждает его стать простым обывателем. Погаснуть, стать инвалидом с парализованными ногами, жениться, воспитывать сына. И все, кончился гениальный Алексей Темников. И он почти смиряется. И это уже новый вариант жизни "вместо меня".

Но судьба дарит Темникову еще один шанс прожить жизнь "за себя", который дает возможность того, что "после тебя" останется не только воспоминание, что у тебя был самый высокий прыжок в мире и ты сломал себе жизнь, выйдя пьяным на сцену. Темникову предлагают ставить задуманный им балет в Мариинском театре. И все. Женитьба отменяется, тихая обывательская жизнь тоже.

И начинается работа по постановке балета, работа на износ. Про то, чем это ему грозит он не думает.
И начинается работа по постановке балета, работа на износ. Про то, чем это ему грозит он не думает.

И все у него получается. За один месяц он ставить балет, через два дня премьера. Но осталось последнее - он должен ответить тем мурлам из шоу-бизнеса, которые так унизили его на детском танцевальном конкурсе. Он идет в программу к Малахову "Пусть говорят". Там он станцует то, что не дали станцевать его ученику. Он знает, чем это может кончиться, но идет на это.

Финал фильма сделан в виде телевизионного документального фильма к сорокалетию Темникова. Чтобы тебя признали гением, надо трагически рано умереть. Вот и в этом фильме все его недоброжелатели оказываются его близкими друзьями, все его выходки, за которые его ранее гнобили, оказываются милыми шалостями гения. А сам Темников признается безусловным гением.

Его балет имеет огромный успех, получает множество международных призов и его должны показать по центральному телевидению. Сбываются слова Темникова, сказанные Клэр:"Для того чтобы мой балет имел успех, его надо показать по телевидению. А для этого нужно, чтобы произошел государственный переворот или, чтобы я умер."

Сергей Безруков сыграл гения. За этой ролью угадываются судьбы многих известных творцов, в том числе и самого Безрукова. Аналогии просто напрашиваются. Кого только не играл вследствие фантастической работоспособности и таланта Безруков. Его стали уже называть самым известным кинохалтурщиком. После выхода фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой", в сети появился мем - "Спасибо, что не Цой". Валентин Гафт написал эпиграмму: "Умереть не страшно. Страшно, что после смерти о тебе снимут фильм, и тебя сыграет Сергея Безруков".

Но вот этим фильмом Сергей Безруков показал всем своим недоброжелателям и поклонникам, что на сегодня он все-таки один из немногих имеющихся в нашей стране выдающихся русских актеров. Какое-никакое, а национальное достояние.

И маленький музыкальный бонус. "Романс" группы "Сплин", звучащий в финале фильма. Автор и исполнитель А.Васильев.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.